Есть такая поговорка, как встретишь новый год, так его и проведешь. Но почему бы не применить ее, например, к началу летнего сезона? Первый день нынешнего календарного лета у нас ознаменовался очередной, не побоюсь этого слова, но все, же подмосковной поездкой, в края, правда, ну совсем уж не отдаленные. Но от этого не менее легендарные и известные.
Переделкинские просторы, в нынешние времена официально входящие в состав расширяющейся с каждым годом столицы, ждали своего часа довольно долго. Как всегда бывает, все, что под боком, и кажется вроде как доступно в любой момент, именно по этой причине, как не парадоксально, довольно часто и откладывается в "долгий ящик". Но, тем не менее, рано или поздно, настает тот самый день и час, когда "ларчик" не без сторонней силы и, наверное, помощи, но все же открывается нам во всей своей красе…
Прочитав апрельский отзыв Малаши http://www.otzyv.ru/read.php?id=172540 и в очередной раз полюбовавшись на фотографию шехтелевского очередного шедевра, находящегося в тех краях,
утром 1 июня, не долго раздумывая, мы отправились на освоение переделкинских земель.
Естественно, что освоить все интересности в этом небольшом по московским меркам поселке, за один присест, то бишь приезд, нам не удалось. Как всегда, долго запрягали, с чувством, с толком, с неспешным завтраком… В результате, в район намеченных интересностей доскакали, когда цифирки на часах приближались уже к обеденной отметке.
А местечко, известное аж с семнадцатого века, прямо таки пестрит в прямом и переносном смысле всякими разными достопримечательными местами, которые, видимо, притягивались во все времена этими живописными просторами.
Тут надо отметить, что это все же не первый наш приезд в эти края. В совсем давние времена нам с Лешкой выпало маленькое, но ответственное поручение, быть свидетелями на свадьбе у друзей-однокурсников, которые после официального "обряда бракосочетания" надумали обвенчаться и выбор их пал на одну из самых старейших церквей бывшей усадьбы Лукино, храм Преображения.
Наш же статус свидетелей плавно перетек тогда в статус шаферов. С тех пор уже много воды утекло, и, конечно же, сейчас место это выглядит совсем по-другому. Естественно, что патриаршей резиденции тогда еще не было, а о постройке храма святого благоверного князя Игоря Черниговского даже и речи не шло. Поэтому, в этот раз все было "впервые и вновь"…
Поэтому начнем по порядку.
Перво-наперво мы отправились на поиски очередного творения нежно любимого в нашей семье Шехтеля. В этих краях знаменитый архитектор тоже успел оставить свой неповторимый след.
Дача Левинсона, построенная в 1900-м году, является единственным деревянным сооружением архитектора. Домик, увенчанный башенкой с петушком, недаром в народе приобрел звание "сказочного теремка".
Шехтель, имеющий к тому времени за плечами уже немало достаточно известных проектов роскошных особняков, промышленных зданий, торговых и доходных домов, тем не менее, в кратчайшие сроки выполнил этот замечательный заказ.
Позднее на выставке в Глазго, по проекту Шехтеля было сооружено несколько подобных "теремков –павильонов", напоминающих его переделкинское творение и вызвавших невероятный успех у английской публики.
Ну а еще чуть позднее в Москве был построен всем известный Ярославский вокзал, прототипом которому послужил все тот же подмосковный теремок.
Но налюбоваться в полной мере, хотя бы внешней красотой чудо-домика нам не довелось.
После недавней реставрации зданию вроде как был придан статус ценного объекта культурного наследия. Но вот, как взглянуть на это самое наследие через высокий забор, для нас оказалось загадкой.
Строгое объявление на воротах предупреждало лишь о находящемся под охраной объекте.
И чтобы хоть что-то сфотографировать, пришлось прибегнуть к старому проверенному способу, попроситься к мужу на руки ), и на вытянутых руках умудриться хоть что-то сфотографировать…
Сразу предупреждаю, что получилось не много. Видимо, надо подтягивать свою физическую форму )
Наши нехитрые телодвижения и скачки вокруг да около высоченного забора, конечно же, не смогли не привлечь внимания. Вышедший из соседнего здания дома культуры дядечка, поглядев на наши незамысловатые попытки перепрыгнуть через забор, поведал нам, что после реставрации теремок находится в так называемом "подвешенном" состоянии, и вроде бы как передается то ли от частника в государственные руки, то ли наоборот. Поэтому все закрыто, никаких экскурсий пока не проводится. Вот такая вот "птица обломинго", совсем казалось бы не характерная для обитания в этих краях.
Остается лишь надеяться, что владение в Чоботовском проезде все же в скором времени окажется в руках действительно достойного хозяина.
Далее путь наш лежит в бывшую усадьбу Лукино, где сейчас находится летняя резиденция патриарха.
N055 39.433, E037 20.838
На всякий случай даю координаты места, но проехать мимо свежеиспеченного храма святого благоверного князя Игоря Черниговского навряд ли получится.
Освящен он был совсем недавно, летом 2012 –го года Патриархом Кириллом.
Да и построен был довольно в короткие сроки, всего за пару лет.
Идея строительства этого храма принадлежала еще Алексию II.
Именно он указал место, благословил начало стройки. И утвердил эскизный проект.
Архитектором храма является А. И. Щипков. Церковь имеет цокольную и стилобатную части. И вмещает 1200 человек.
Конечно же, огромный храм, стоящий на холме на большом открытом пространстве смотрится, несомненно, красиво.
Огромные цветные купола необычно играют на солнце. Идея создания этих ярких куполов необычной формы была позаимствована, как наверное не трудно догадаться, у всеми нами известного храма Василия Блаженного. Но покрыты они хрупким фарфором, а не обычным сусальным золотом. Такая технология была применена впервые и именно здесь. А занимался изготовлением куполов художник - керамист Юрий Волкотруб.
И как он сам рассказывает: " купола никогда не покрывали таким способом и таким материалом, поэтому на осмысление задачи, испытания и конструирование понадобилось около полутора лет. Сейчас эта идея запатентована. Помимо того, что фарфоровые купола красивы, они не гниют и не теряют цвет. Когда мне предложили сделать купол из фарфора, я ответил, что это невозможно. Зная материал, как он себя ведет в процессе изготовления, я понимал, что воплотить в жизнь это нереально"
Тем не менее, идею реализовать удалось.
" Купол храма имеет высоту с трехэтажный дом и десять метров в диаметре, насыщенного ярко-синего цвета из 24 вертикальных долек, разделенных между собой золотыми валиками. Он состоит из 18 тыс. фарфоровых изразцов, которые сделаны с ювелирной точностью вручную".
"Мне эти изразцовые купола своей праздничной яркостью и разноцветием, сложностью форм напоминают знаменитые пасхальные яйца Фаберже. Все было просчитано на компьютере. Здесь очень сложная металлоконструкция, отсюда и сложная геометрия фарфоровой "чешуи"
Эта постройка в неорусском стиле вызывает какие-то двоякие чувства. Красиво, необычно, новые технологии. Но, глядя на этот собор, не покидает ощущение излишней пряничности и лубочности. Кажется, что перед тобой вовсе и не храм божий, а какой-то макет теремка из сказки.
Правда, отсутствием фотогеничности храм не страдает уж точно. Вокруг, судя по всему, любят устраивать фотосессии молодожены и молодые родители, окрестившие деток. При нас пара с ребенком позировала профессиональному фотографу во всех мыслимых и немыслимых ракурсах.
Напротив главного входа расположены памятники святому благоверному князю Игорю Черниговскому и святителю Филиппу, митрополиту московскому и Всея Руси.
Внутри светло и просторно, но фотографировать я не стала, "коллег" замечено не было, а в одиночестве на таком откровенно открытом пространстве на всеобщем обозрении не решилась. Тем более, что фотки можно без труда найти на просторах инета.
Для тех, кто захочет поставить свечи, в самом храме их не продают. Купить их можно в церковной лавке, расположенной возле ворот в резиденцию и рядом с храмом Преображения.
Вокруг живописная зеленая поляна, из-за огромных сосен самолеты внуковские взлетают )
Отсюда же открывается вид и на бывшую усадьбу, нынешнюю резиденцию.
Сама же усадьба, построенная в псевдорусском стиле, сейчас отлично отреставрирована. И, несомненно, новоиспеченный храм отлично смотрится на ее фоне и вполне вписывается в общий единый архитектурный ансамбль.
Её история начинается аж с конца 17 века, когда сначала она принадлежала Сергею Ододурову, затем ей владел Иван Фёдорович Леонтьев, служивший при дворе ловчим. Позднее имением владели князь Долгорукий, а затем, семья французских баронов Боде.
Последним владельцем усадьбы был Михаил Львович Боде-Колычёв, который при участии художника-археолога Ф.Г. Солнцева (не случайно рядом расположен одноименный район Москвы) восстановил сгоревший усадебный дом в псевдорусском стиле и построил в усадьбе "Колычёвский музей".
Преображенский храм, о котором я упоминала выше, сейчас является самой старой каменной постройкой комплекса. Хотя первая деревянная церковь была построена еще при Леонтьевых. Именно после ее постройки деревня стала именоваться селом.
При Боде-Колычевых в конце 19 века были перестроены и восстановлены почти все усадебные постройки. Одним из известных представителей этого рода был святитель Филипп, внесший огромный вклад в развитие Соловецкого монастыря.
Поэтому тутошний храм многие связывают с именем митрополита и частенько называют его Колычевским. Но это не так. Филипп умер почти на сто лет раньше его сооружения. Тем более, что и сами Колычевы появились в этих местах только в 19 веке, когда имение было куплено Михаилом Львовичем Боде, родившегося в семье барона Льва Карловича Боде и Натальи Федоровны Колычевой. А в память о предках по материнской линии Михаил Львовичу было позволено именоваться именно Боде-Колычевым.
Михаил Львович возвел на здешних землях почти целый кремль с палатами, церковью-усыпальницей, часовней, мраморным обелиском. Обнес усадьбу глухой стеной с шикарными воротами и проездными башнями.
Умер он в Москве, а похоронен в семейной усыпальнице в Лукине. Еще при жизни часть экспонатов из своего музея была передана им в исторический в Москве.
После революции в усадьбе располагался детский приют, затем случился пожар. В результате со временем, она естественно, пришла в упадок. Стены и надвратная церковь были разрушены.
Только лишь после войны усадьба была передана патриархату. Сейчас участок, принадлежащий русской православной церкви, значительно расширился. Ветхие строения были снесены, жителей переселили в квартиры, в будущем планируется создать центр православного наследия.
Внутренняя, историческая часть усадьбы для посещения недоступна, можно погулять лишь в небольшом дворике вокруг Преображенского собора и через забор разглядеть новое здание резиденции, что мы собственно и сделали.
Внутренний дворик мы застали утопающим в летнем разноцветенье, на смену первоцветам уже подготовлены огромные ковры однолеток.
Вдоль стен расположен небольшой некрополь.
За ними виднеется кусочек здания резиденции.
Что сохранилось от шикарной усадьбы, сейчас узнать не представляется возможным все по той самой причине недоступности.
А вот что пишет С. Веселовский в своей книге "Подмосковье. Памятные места" об этой усадьбе: " Господский дом, от которого уцелела только аркада переднего фасада, по преданию включал в себя постройки XVII в. От сооружений XIX в. в усадьбе сохранилась ограда с башнями и теремом над воротами, украшенным изразцами и каменными львами при входе. Посреди двора был воздвигнут обелиск с перечислением казнённых московскими государями представителей семьи Колычевых. В регулярном парке с фигурным водоёмом стояли статуи. Одна из них была перенесена в Царицыно, в "Храм Цереры"
Нам же остается только предполагать и догадываться, что сохранилось, и дошло до наших дней.
Во внутрь Преображенского храма, к сожалению, попасть тоже не удалось. Как я поняла из объявления, свои двери он должен был распахнуть лишь только к вечерней службе.
Рядом, еще в процессе незавершенного строительства находится еще один храм
А вдали, в конце просторной поляны виднеется, судя по всему, еще одно новодельное здание, относящееся к резиденции.
Совсем рядом с православным центром находится знаменитое Переделкинское кладбище.
Сейчас на его территории с самого края развернуто то ли строительство нового, то ли восстанавливается еще одно белокаменное здание церкви, Воскресения Христова.
Судя по некоторой обшарпанности побеленных кирпичных стен, создается все же ощущение, что это реставрация. Либо строительство настолько затянулось, что уже построенная часть успела прийти в упадок.
Наша же дальнейшая прогулка продолжилась, конечно же, по старинному кладбищу.
Самый обычный сельский погост, благодаря знаменитому писательскому поселку, обосновавшемуся в этих местах в советские годы, сейчас уже практически Пантеон, где стоимость места зашкаливает за тысячные отметки иностранных валют. С некоторых пор это кладбище, обретшее статус мемориального, является не менее яркой достопримечательностью наряду с остальными писательскими дачами и музеями. Многие известные личности, проживавшие в поселке, навечно обрели здесь свой покой.
Перечислять все известные имена я, конечно же, не буду, полный список можно изучить например, вот здесь
http://www.peredelkino-land.ru/pages/peredelkinskoe_memorialnoe_kladbiwe/
Похоронены на нем и Пастернак и Чуковский, и отец Андрея Тарковского, Арсений Тарковский. Находится братская могила воинов, павших в годы великой Отечественной и участок с захоронениями старых большевиков. Кладбище, по нашим московским меркам совсем небольшое, обошли мы его довольно быстро и неспешно, при этом разглядев почти все надгробия. Наверное, не подходящее слово, но есть все же некое очарование в такой прогулке. Тишина и покой способствуют некой умиротворенности, мыслям о вечном и спокойствию.
Первым на глаза нам попалось захоронение Арсения Тарковского, отца знаменитого режиссера. Рядом с могилой установлен скромный деревянный крест в память об Андрее, который нашел свой покой на французской земле.
Совсем рядом участок Пастернаков со скромными памятными досками.
Здесь похоронены и сыновья писателя, Евгений и Леонид и его жена Евгения Владимировна.
Чуть в стороне могилы Чуковских.
И дочери Лидии
Также неподалеку привлекла внимание могила поэта Виктора Федоровича Бокова.
Наверное, всем нам, рожденным в СССР нет нужны рассказывать про такие знаменитые хиты, как "Оренбургский пуховый платок" или "На побывку едет молодой моряк", написанные на стихи этого поэта.
На могиле поэтессы Веры Звягинцевой установлен памятник известного армянского скульптора Самвела Казаряна.
В самом конце кладбища находятся захоронения старых большевиков, живших неподалеку в санатории.
Этим скромным одинаковым могилкам посвящено замечательное стихотворение Инны Лиснянской, обнаруженное мной на инетовских просторах.
"День истлел. Переселилось
Слово в жёлтую звезду.
Нет, ни с кем я не простилась
У погоста на мосту.
На погосте я гостила,
Здесь — деревья и кусты,
Разномерные могилы,
Разноростные кресты —
Деревянные, простые,
С червоточинным нутром,
И железные, витые,
Крашенные серебром.
А поодаль, за оградой,
Спят, разжавши кулаки,
Ряд за рядом, ряд за рядом,
Старые большевики.
И над ними — ни осины,
Ни берёзы, ни ольхи,
Ни травиночки единой —
Лишь посмертные кручины
Да бессмертные грехи,
Да казённые надгробья,
Как сплочённые ряды.
Господи, Твои ль подобья
Дождались такой беды?"
Стихотворение было написано в 1972 году, с тех пор и березки, и ольха успели вырасти.
И сама поэтесса обрела здесь покой совсем недавно, в 2014 году.
Привлекли наше внимание и две скромные могилки с деревянными крестами, но очень знакомыми фамилиями.
Леонид Леонидович Капица, племянник того самого знаменитого академика Петра Леонидовича, и сын его брата, Леонида Леонидовича. А Елена Леонидовна, его дочка. Получается, что приходится внучатой племянницей Петру Леонидовичу. До недавнего времени она являлась директором мемориального музея Капицы при институте физических проблем на улице Косыгина, где мне удалось побывать весной на экскурсии.
За стенами кладбища, почти вдоль дороги, сейчас устроены сравнительно недавние захоронения.
Здесь и могила журналиста Юрия Щекочихина
И литературоведа Юрия Карякина
Получается, что все эти последние захоронения находятся как бы вне погоста, совсем рядом проезжают машины, оставляя налет пыли и грязи на надгробных памятниках. По схеме, висящей возле входа, абсолютно не понятно, принадлежат ли официально эти участки кладбищу или нет.
Забег по музейным дачам был нами оставлен на вторую половину дня. Что оказалось в корне не правильным, так как большинство музеев работают до 17-ти, а то и 16-ти часов. Поэтому, погулять удалось лишь по уличным территориям. Впрочем, в летних условиях, это даже скорее положительный момент. Тем более, что писательские угодья, расположенные в елово-сосновых переделкинских лесах отличаются немалыми размерами.
Писательский городок возник в этих местах с 1934 года и не без участия Максима Горького. Правительство выделило земельки под постройку городка писателей на правах безвозмездного и бессрочного пользования. По немецким проектам за несколько лет было построено около 50 деревянных дач. Первыми обитателя их стали Александр Серафимович, Исаак Бабель, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Илья Ильф, Евгений Петров. И многие другие. После войны поселок разросся. Заселились в эти края Фадеев, Симонов, Евтушенко, Окуджава, Вознесенский, Катаев, Ахмадулина... В одноименном с поселком доме творчества литераторов постоянно проживали профессиональные прозаики, поэты, драматурги.
Первая дача, где сейчас расположен государственный литературный дом-музей самого, на мой взгляд, известного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, находится по адресу улица Серафимовича, дом 3. По сути, обычная дачная линия, коих в этих местах видимо-невидимо. И хоть и есть указатели на общеизвестные музеи, заблудиться среди переделкинских сосен не составит труда ).
Про сам музей и с картинками есть отличный весенний отзыв форумчанки Малаша
А мы сейчас прогуляемся вглубь участка, до костровой поляны, где любил устраивать посиделки с ребятней Корней Иванович.
Рядом с домом писателя находится забавное дерево с детскими башмаками.
Рядом с дверью, где звонок, сохранилась еще старая табличка с инициалами хозяина дома
Сейчас к ней прибавилась и официальная
Сам домик веселой желтой расцветочки. Дача и все постройки сохранены в том же виде, какими были при жизни писателя.
На костровой поляне до сих пор проводятся различные мероприятия и детские праздники.
Вокруг вековые сосны и ели.
Был замечен уже зацветающий и источающий невероятный аромат куст белоснежного жасмина
Скромный кустик сирени и желтых ирисов.
Рядом с писательской дачей сейчас находится детская библиотека, что, впрочем, вполне логично.
Деревянный, обычный, казалось бы домик, очень удачно раскрашен и смотрится как игрушка. Конечно же, какой ребятенок не захочет полюбопытствовать, что находится внутри такого на вид сказочного теремка.
Напротив веселый заборчик, столбы которого разрисованы сюжетами знакомых нам всем с детства сказок Корнея Ивановича.
Еще один музей, не менее легендарного Булата Окуджавы пришлось поискать, поплутав по поселковым дорожкам. Поэтому, прибыли мы туда уже можно сказать, к "шапошному разбору". Буквально перед нашим приездом на летней сцене под тентом закончился очередной концерт. Дело в том, что каждую субботу и воскресенье в теплое время года в музее проходят творческие встречи и концерты, объединенные одним общим названием "Булатовы субботы". Выступают разные знаменитые и не очень актеры, режиссеры, музыканты и певцы. За расписанием и анонсами нужно следить на официальном сайте.
http://www.okudjava.ru/51/
Сам музей уже тоже закрывался, но нам позволили немного побродить по дворику, где на нескольких стендах представлены фотоматериалы из разных периодов жизни Булата Шалвовича.
В этом маленьком домике,
Булат Окуджава поселился с лета 1987 года, получив его в аренду от союза писателей.
Жизнь в нем протекала среди его литературных друзей. Стены эти помнят и Беллу Ахмадулину и Евгения Евтушенко и Анатолия Рыбакова.
Именно здесь появились его поздние стихи, смешные рассказы и автобиографический роман - "Упразднённый театр". Именно отсюда, из этого переделкинского домика летом 1997 года он уезжал в Париж, в свое последнее путешествие.
Через год после смерти не без поддержи друзей и деятелей культуры, в доме был открыт мемориальный музей, сначала народный, на общественных началах. Но востребованность его оказалась на столько велика, что уже в 1999 году он был превращен в федеральный государственный мемориальный имени Булата Окуджавы. Сейчас в уютном дворике под разноцветным тентом регулярно собираются гости.
При входе всех встречает грозный, судя по объявлению,
Но очень милый, судя по физиономии, охранник.
На наше появление он среагировал лишь только после того,как завидел приближающегося издалека хозяина. Сотворив сУрьезно-грозный вид, начал было потявкивать, но вскоре сообразив, что никакой угрозы мы не представляем, с удовольствием попозировал, за что был награжден добрым словом и похвалой.
Выйдя из музея, стало совершенно ясно, что отправляться на поиски намеченного в эту поезду музея Пастернака уже нет никакого смысла. Поэтому отправились в сторону святого источника, находящегося на речке Сетунь, собственно благодаря которой и появилось само название Переделкино.
В 17 веке на этой мелкой речушке находилась судоремонтная верфь. Но постепенно, речка мельчала и уже в наши времена в 20 веке в некоторых местах ее вполне можно было перейти вброд.
Место это всегда славилось своим уникальным микроклиматом, расположенное в окружении сосновых лесов. До революции в здешних местах был открыт туберкулезный диспансер, который уже при советской власти постепенно разрушился и не восстанавливался. Затем неподалеку обосновался санаторий для старых большевиков, тех самых, чьи могилы мы наблюдали на кладбище.
Так вот, Святой источник и часовня-купель в честь иконы Божьей Матери "Казанская" находятся рядом с пешеходным мостиком через речку Сетунь.
Обнаружили мы его по координатам
N055 39.263, E037 20.569.
Рядом проходит железная дорога. По другую сторону от которой раскинулся современный микрорайон, с типичными многоэтажками.
Вода нам показалась довольно железистой , да и само место не впечатлило на столько, чтобы захотелось набрать воды.
Поэтому, за водой мы отправились в свое проверенное место, в район Рублево-Успенского шоссе, в местечко под названием "Тещин язык", о котором я же упоминала в одном из своих прошлых рассказов
http://www.otzyv.ru/read.php?id=172377
Наша же переделкинская вылазка на этот раз подошла к своему завершению. Но думается мне, что этот необычный московский край, сумевший сохранить свой чудесный сосновый чистый воздух и ту самую душевную и теплую ауру писательского поселка, еще не раз станет объектом наших подмосковных вылазок.
|