часть 1.
Ну а далее, нас ждет еще одно интереснейшее место Егорьевска, ради которого и в том числе, была осуществлена поездка в эти края.
Это Егорьевский историко-художественный музей.
N55.38410 E39.03502
сайт музея
Казалось бы, рядовое название рядового музея, коих пруд пруди в любом маломальском городке нашей необъятной. Как правило, все подобного рода музейчики имеют стандартный набор экспонатов и схожую тематику, связанную с историей родного края, начиная от эпохи ледникового периода до наших дней.
Но здешний музей, редкое исключение из правил.
Появился он благодаря Михаилу Бардыгину, текстильному фабриканту, меценату, являвшимся сыном городского головы, Никифора Михайловича.
Был основан в 1911 году и ныне располагается в старинном купеческом особняке Никитиных на пересечении Советской улицы и Лейтенанта Шмидта.
Первоначально музей размещался в здании фабричной библиотеки, но после революции 1917 года не имел собственного здания. С 1946 года Егорьевский краеведческий музей находился в доме купца Кулакова, сейчас там находится краеведческий отдел .
В 1989 году для размещения сохранившихся коллекций М.Н. Бардыгина музею был передан полуразрушенный особняк в центре города. Реставрация длилась целых 10 лет. И с 1999 года художественный отдел Егорьевского историко-художественного музея распахнул свои двери для посетителей. А в 2010 году этот музей вошел в 30-ку лучших музеев Европы!!! Кроме того, Егорьевский музей стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», получив грант от фонда Потанина.
Конечно же, посмотреть, что за чудо находится в рядовом подмосковном городке, хотелось непременно. Тут, как в театре, который начинается с вешалки. Попадая в фойе и раздевалку, рука тянется к затвору фотоаппарата. Все стены покрыты расчудесной гуслицкой росписью, перенесенной сюда со страниц старообрядческих книг.
Но дальше еще интереснее… в музее несколько залов, в которых представлены разные экспозиции: стекло, керамика, шитье, резная кость, живопись, религиозное искусство….
В зале на первом этаже небольшая выставка белорусского художника, Матвея Басова.
" Его имя славится на разных континентах. Он участник более 100 республиканских, всесоюзных и международных выставок в Белоруссии, России, Израиле, Литве, Эстонии, Польше, Франции, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Испании, Германии, Австрии, Австралии, Канаде, США... "
" Сам Матвей Басов относит свои работы к жанру реализма, хотя и подтверждает тот факт, что определить сегодня, в котором жанре работает художник, сложно. «Я занят постоянным поиском, экспериментирую», – говорит он. Тематика его работ очень разнообразна. «Моя основная тема – библейская, – отмечает живописец. – Она всегда меня волновала. Однако в моих картинах можно найти и отображения любви и природы».
Некоторые, особо приглянувшиеся запечатлела…
Ну а вся основная красота находится в залах, на втором этаже.
Тут есть и на что посмотреть, и как на это посмотреть. Ознакомиться с некоторыми экспонатами можно и в интерактивной, игровой форме.
Уже при входе нас встречает электронная книга, с помощью которой можно ознакомиться с историей музея.
В первом зале находится, скажем так, "стекольная" экспозиция. Представлены изделия отечественных и европейских заводов, с 18 до 20 века.
А с помощью уникальной светоакустической экспозиции «Феерия света» можно поизучать экспонаты не банальным, а довольно неординарным способом.
С помощью викторины, музыкального и светового сопровождения выяснить, что собой представляет тот или иной экспонат. При правильном ответе, на нужном предмете загорается подсветка, выставляя стеклянный экспонат в еще более выигрышном виде.
Тут множество различных рюмок, флакончиков, наборчиков, кружек…
Есть забавные фигурки в виде животных .
В соседнем зале нас ждут изделия из фарфора.
Различные масленки, вазочки, тарелки…
Перечница-Сова, и совсем не старая )))
Старинные часы – еще (и до сих пор!!!) идут…что впрочем не удивительно, глядя на их английское происхождение.
С помощью волшебной кисти можно раскрасить вазу. Изображение, правда, появляется всего на несколько секунд, и, не успев сориентироваться, сфотографировать свои художества я не успела.
Росписи на этих кузнецовских рамочках для праздничного меню, выполнены по рисункам самого Шехтеля.
В одном из залов находится так называемая поющая книга. Стоит лишь перевернуть страницу и можно услышать "архаичное пение старообрядческих хоров: знаменитого Морозовского хора, местных старообрядцев Георгиевской церкви или певцов из других известных центров древлеправославия".
Текст на странице соответствует песнопению. Поэтому, при желании можно и подпеть )!
В зале, где представлены изделия из металла,
находится интересный занимательный сундучок. Предлагается поучаствовать в своеобразной викторине и отгадать, для чего в древности использовался тот или иной инструмент. Например, те или иные щипцы. Или узнать, какими ключиками открывались знаменитые Павловские замочки. После нажатия на выбранный вариант, на планшете с помощью видеоролика даются все пояснения и разъяснения.
А еще можно встретиться с предсказателем.
"Иван Яковлевич Корейша (1780-1861) – юродивый и прорицатель, прославившийся странным поведением и невнятными пророчествами, которые привели его в Московский сумасшедший дом.
К нему шли за советом как простолюдины, так и светские люди. Образ Корейши нашел отражение в произведениях Н.С. Лескова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Похоронен на кладбище с. Черкизово (сейчас это район Москвы). До сих пор к его могиле идут почитатели".
Чтобы услышать старинное предсказание, нужно подойти к его портрету, и приложить руку в специальную светящуюся выемку.
В зале старинного шитья можно заглянуть в ателье старинного платья и с помощью лоскутков подобрать наряд для разных эпох.
Еще можно "одеть" картину в "правильную" раму, или послушать звучание старинного клавесина.
Поражают своей красотой вещицы и иконы из костей животных…
А это вот такие миниатюрные сани, и совсем не игрушечные…
Завершает экспозицию воссозданная обстановка купеческой комнаты. Подойдя к необычному зеркалу, служительница выключает свет, а вместо собственного отражения в старинной раме вдруг оживает время, перед нами возникают картинки из жизни позапрошлого века. Начинается видеорассказ про обряд сватовства. К девушке приезжает сваха с женихом, после подчивания гостей, протягивается чашка и нам…Но мы, не подготовившись, не поняли, чего от нас хочет девица-красавица из прошлого. Рука моя за чашкой протянулась уже слишком поздно… ))) Нужного эффекта не получилось.
Что касается расценок, билеты по 50 рЭ на взрослого, фотосъемка 200 рЭ. И я бы сказала, что стоимость вполне адекватная. Есть, за что зацепить глаз объективу.
На выходе присутствует небольшой сувенирный магазинчик, в котором мы разжились очередным магнитиком для нашего холодильника.
Еще один интересный архитектурный объект был оставлен на закуску. Погрузившись после длительного хождения по музею в машину, мы доехали до улицы Профсоюзная, где находится комплекс зданий механического училища имени Цесаревича Алексея.
N55.38233 E39.01942
Его попечителем был Михаил Никифорович Бардыгин, который сделал первый взнос на строительство в размере 200 000 рублей и в 1907 году заложил один из первых кирпичей в фундамент училища. Тогдашний Председатель Совета Министров Пётр Аркадьевич Столыпин телеграфировал: «Желаю процветания новому полезному рассаднику просвещения, а местным деятелям – бодрости и энергии на благо нашей любимой России».
Три великолепнейших здания - учебный корпус с производственными мастерскими и два жилых корпуса - для учащихся и для преподавателей, поражают своими размерами и красотой. Как то невольно не ожидаешь увидеть такое боХатство на вполне себе рядовой улице Егорьевска.
Корпуса выстроены в англиЦском стиле, по проекту архитектора Ивана Барютина. И считаются изюминкой подмосковного модерна. Но, на мой взгляд, здесь все же присутствует некое смешение стилей, эдакий модерн с вкраплениями английской псевдоготики.
Дома для преподавателей, можно сказать представляют собой целый готический квартал. До сих пор здесь живут люди.
Во дворах все те же сарайчики-погреба, но здесь уже выполненные из кирпича.
В торце одного из домов ныне расположился очередной диспансер... Весьма непонятна тяга советских властей к устраиванию в домах, претендующих на звание объектов культурного наследия, такого рода заведения.
Что же касается истории училища, в него бесплатно набирались подростки и получали профессию мастеров по обслуживанию текстильных станков. Всё это делалось на средства семьи Бардыгиных, и на здании когда-то была надпись: "Бардыгины - Егорьевску", увы до наших дней не сохранившаяся.
Михаил Бардыгин обеспечил хорошую материальную базу своему детищу. "Для училища были приобретены новейшие образцы техники: паровая машина завода бр. Зульцер (Швейцария), динамо-машина и дизельный двигатель германского производства, множество книг для учебной библиотеки. В училище изучались слесарное, токарное, литейное дело, электротехника. Первый директор училища - инженер В.М. Леднёв был направлен в Германию для знакомства с постановкой технического образования."
А для укрепления здоровья будущих рабочих было создано футбольное поле, тренер был выписан из Англии.
После революции училище было национализировано, сейчас здесь располагается филиал МГТУ "Станкин". Здание пребывает далеко не в лучшем состоянии. Но, тем не менее, поражает по сей день и красотой и размахом.
Вот такие интересные штучки были нами обнаружены при более детальном изучении.
Почему-то машины нельзя ставить у ворот лишь только по пятницам))) Эх, москвичам бы такие правила!)
Возле входа и ворот была обнаружена печать, датируемая аж 1875 годом.
Сам же замок от ворот находится уже почти на уровне земли. И скоро совсем зарастет слоем грунта.
Рядом находится здание бывшего станкостроительного завода "Комсомолец" с исторической надписью на фасаде…
Перед ним, утопающий в сугробах, монумент павшим жителям Егорьевска во время Великой Отечественной войны.
Отправляясь в обратный путь, мы ненадолго зарулили на улицу Энгельса, где находится дом врача Богина, деревянный домик 19 века.
Еще один туристический объект, памятник Корзине, мы пропустили, находится он на пересечении улиц Советской и Тупицына в небольшом скверике напротив здания краеведческого музея, где расположена историческая экспозиция. И в который мы уже тоже, ввиду ограниченного времени не попали. Ведь все силы и основное время были брошены на коллекцию Бардыгина.
Также следует упомянуть и о нескольких знаменитостях, связанных с этим городом.
Вот в этом доме, на Советской улице,
в здании бывшей мужской гимназии, в 1880-1882 годах учился живописец и искусствовед И. Э. Грабарь.
Еще одна знаменитая личность, связанная с этим город, хорошо знакома, вернее знаком нам по старым добрым советским мультфильмам.
Дело в том, что Егорьевск – родина Эдуарда Успенского. Правда, памятника ему здесь тоже не найти, а дом, где он родился мы как-то упустили из виду и не обнаружили. Но, кто вдруг захочет все же его запечатлеть и повидать, даю адрес. Находится он на все той же Советской под № 29 корп.4. А родился детский писатель в 1937 году!
На этой мультяшной ноте свое длинное повествование про старинный подмосковный город я заканчиваю. Обратный путь домой прошел с парой остановок. На перекусить в одной из придорожный сетевых "Помпончиковых"( съедобно, но до "винтажной" пончиковой, что в Останкино, этот сетевик, конечно не дотягивает) и запечатлеть вот такую красоту на фоне заходящего солнышка…
Церковь Троицы Живоначальной находится в поселке Хотеичи, на Егорьевском шоссе.
55.508037 38.764344
"В храме находятся почитаемые иконы: Казанская и Тихвинская, святителя Николая Чудотворца, великомученика Никиты и великомученицы Екатерины."
"В начале 17 века «в селе Хотевичах на речке Мерзке» Московского уезда, Гуслицкой волости стояла деревянная церковь во имя великомученика Никиты. Позже церковь неоднократно перестраивалась и меняла храмонаименование.
В 1823 году была построена каменная церковь во имя Святой Троицы с приделами в честь Благовещения и во имя святителя Николая. В 1851 году владелец села М.П.Позен соорудил каменную колокольню вместо деревянной.
Троицкий храм закрыли 7 января 1939 года. Через несколько лет в колокольне устроили склад солярки, и гусеничные тракторы заезжали внутрь колокольни для заправки. Главную часть храма занял элеватор, а в трапезной устроили склад удобрений."
Те, можно сказать "темные" времена я хорошо помню, так как видела, в каком жутком состоянии находилась церковь в середине 80-х годов 20 века…
(фотография найдена на просторах интернета)
Но в 1995 году все изменилось, при храме появился настоятель, началась реставрация. И сейчас перед нами предстоит белоснежная красота с куполами необычной формы. Дальнейшие церквушки по дороге запечатлеть уже не получилось, зима на дворе все же дает нам понять, что пора бы пораньше и честь знать, накрывая сумерками уже к пяти часам вечера.
Но, как я уже упоминала в начале своего повествования, бонусом в этой поездке нам был подарен потрясающе живописный закат, в буквальном смысле скрасивший остаток пути почти до самой столицы.
Интересное чтиво на дорожку можно найти здесь:
ЛитРес-путеводители в бумажном и электронном варианте
Отдых и Калужской области:
Турбазы и дома отдыха
|