Суздаль прекрасен в любую погоду. А в эту затянувшуюся зиму из Москвы хочется бежать куда угодно, лишь бы хоть как-то сменить картинку за окном. Но зачем куда угодно, когда почти под боком, всего-то в каких-то 200 километрах с хвостиком от Москвы находится такой прекрасный город. И почему бы не скрасить очередные выходные пребыванием в нем…
В этот приезд нам очень повезло. Вопреки всем прогнозам всю субботу и утро воскресенья светило солнышко. Мы вдоволь нагулялись, натопали по неочищенным и местами скользким тропкам и дорожкам почти 15 километров.
Посетили ещё не посещенные и навестили уже знакомые места. Побывали в Покровском, Александровском, Ризоположенском монастырях.
Заглянули в Рождественский собор в Кремле, прогулялись по всем известным и не очень, смотровым площадкам, запечатлели виды города с самой высокой колокольни, прокатились с ветерком на лошадке, запряженной в сани, познакомились с хвостатыми и хрюкающими местными жителями.
И наконец-то добрались до ещё одного знакового места -
памятника архитектуры 12 века, церкви Бориса и Глеба в бывшей загородной резиденции Юрия Долгорукова в Кидекше.
Одним словом, нам удалось очень удачно сменить картинку за окном и убежать на пару дней от Московской хмари и серости!
Про Суздаль у меня написано…
http://www.pirozhkova.ru/publ/po_rossii_matushke/belokamennaja_vladimirshhina_banalnymi_tropami_na_martovskie_prazdniki/3-1-0-237#top
http://www.pirozhkova.ru/publ/po_rossii_matushke/belokamennaja_vladimirshhina_banalnymi_tropami_na_martovskie_prazdniki/3-1-0-238
http://www.pirozhkova.ru/publ/po_rossii_matushke/belokamennaja_vladimirshhina_banalnymi_tropami_na_martovskie_prazdniki/3-1-0-239
Да и место это столь популярное, что, наверное, ничего нового в этом рассказе я не поведаю. И честно сказать, расписывать наш кратковременный выезд на уикенд даже не собиралась. Но разобрала фотографии, и поняла, что не могу не поделиться этой зимне-весенней красотой. Ведь наш приезд выпал на месяц март, которого в этом году очень долго не отпускала зима.
Суздаль возник спонтанно, после восьмимартовского Плеса прошло целых две недели, и … нас снова тянуло в путь. В этот раз длинные выходные не «светили», нужно было уложиться строго в пару дней. Поэтому выставили себе ограничения в радиусе 200-300 км., дабы не тратить на дорогу по пол дня. Во всех золотоокольцованных городах мы были и не по одному разу, поэтому стараемся на повторы ездить в самые полюбившиеся и душевные… Про душевность наверное многие готовы поспорить, ведь город самый что ни наесть туристический. И, казалось бы, все в нем поставлено на коммерцию и выкачивание денег из туристов. Да, отчасти это так. Но, несмотря на все эти туристические аттракции, гуляется в нем вольно, дышится легко, а окружающие виды радуют глаз…
Суздаль по праву можно назвать городом монастырей и церквей. Ни в одном другом мы не встречали такого скопления на столь маленькой по площади территории. Поэтому даже Арзамас и Муром в этом плане «отдыхают». Да и городом то его можно назвать с натяжкой. Высоких строений в Суздале днем с огнем не сыскать, а вдоль улиц вытянулись вереницы деревянных и каменных домов, многим из которых уже давно перевалило за сотню лет. И что радует, новые дома, мини гостиницы и гостевые строятся в схожем стиле, отлично вписываясь в окружающую среду.
В одном из таких домиков мы и поселились на пару ночей.
Жилье бронировала на букинге. При всем богатстве выбора за пару дней до поездки приглянулся вот такой вариантик на улице Покровской.
https://www.booking.com/hotel/ru/pokrovskaia-usadba.ru.html?aid=2111085&label=review_am&appvl_email=1&rurl=a17b06d9df15c0e6&tab=4&type=total
Отзыв от 22 марта (под ником Alexey )
Очень удачное расположение, в нескольких минутах ходьбы от центральных локаций. Почти напротив находится Покровский монастырь, в пяти-десяти минутах - Спасо-Евфимиев. До улицы Ленина можно добраться разными, живописными путями.
На территории этого комплекса под названием «Покровская усадьба» находятся несколько домиков, разных по вместимости и площади. Мы жили в большом доме (занимали одну половину), номер рассчитан на троих. На первом этаже - санузел со всем необходимым, (фен, мыльные принадлежности, теплые полы), большая гостиная (стол, диван, телевизор, холодильник, микроволновка, чайник, набор посуды), комната с односпальной кроватью, которой мы не пользовались. На втором этаже большая спальня с 2-х спальной кроватью. Есть стеллаж с книжками. В доме очень тепло, уютно, пахнет деревом. Идеальная чистота. На первом этаже центральное отопление (от батарей). На втором имеется настенный электрообогреватель, который мы не включали, так так было достаточно тепла, поступающего снизу. Нам не хватило лишь небольшой мини-кухни. Но в других домиках они имеются.
К каждому домику прилагается печка-мангал.
Есть беседки. На территории имеется баня, для детей - качели, лазелки, детская и спортивная площадки. Территория даже в это заснеженное время выглядит очень мило и красиво.
Хозяйка, Мария, встретила, поселила, проводила при выезде, очень теплое и доброжелательное отношение.
Так как рестораны в городе не дешевы, питались мы привезенными с собой вкусняшками.)
Палочка-выручалочка на этот счет имеется по дороге. При выезде из Владимира в сторону Суздаля находится огромный гипермаркет «Глобус», в котором мы закупились продуктами, шашлыком, углем… Ах, да, еще пряники, Покровские в Покрове, том самом. Как всегда отменные, качество на высоте, и как всегда целый мешок, прикупленный домой.
Завтракали и ужинали дома. В рестораны и кафе забегали пару раз в субботу.
На кофе в «Огурец» на улице Ленина, находящийся поблизости от Спасо-Евфимьева монастыря.
И на обед, в ресторанчик, находящийся в старых торговых рядах под названием «Гостиный двор».
Все везде вкусно, красиво и дорого! Но с местами могут быть проблемы, нам повезло отхватить последний столик в обед. И пока мы трапезничали, у дверей успела выстроиться очередь. Даже в это, казалось бы совсем не туристическое время.
Ну а теперь - гулять!!!
Пятница оказалась на удивление проворной, приехали мы засветло. И быстро заселившись, отправились на прогулку…
Конечно же, первыми встреченными местными жителями оказались вот эти хвостатые создания, оккупировавшие дерево неподалеку от нашего жилья.
Без кота, как говорится, и жизнь не та. У нас же без этих созданий не обходится ни одно путешествие, ни одна прогулка хоть по загуборским, хоть по родным просторам.
Улица Покровская находится в заречной части города, на противоположной стороне речки Каменки, поэтому, чтобы попасть на противоположный берег, нужно воспользоваться одним из многочисленных мостов, перекинутых через эту извилистую речушку. Самым удобным для нас оказался путь по улице Стромынка и Слободской, мимо Ризоположенского монастыря, от которого уже рукой подать до центральной улицы Ленина, и торговых рядов.
Вечером в пятницу на смотровой за торговыми рядами мы оказались единственными…
Тишина, покой, умиротворение…
Красивая подсветка…
И остатки новогодней красоты…
Аппетит мы нагуляли быстро, поэтому вскоре вернулись в наш уютный домик.
Ведь нас ждал шашлычок!
Утро встретило ослепительно солнечной погодкой.
Которая звала... нет, она прямо таки настаивала на немедленной прогулке!
Первым делом мы заглянули в Покровский монастырь, почти напротив которого жили.
Эта старинная женская обитель, белоснежные стены которой возвышаются над речкой Каменкой, была основана более 650 лет назад. Согласно преданиям, «когда князь Дмитрий Константинович держал путь в Суздаль из Нижнего Новгорода, его ладья попала в сильную бурю. Молясь о спасении, он пообещал возвести иноческую обитель, если выживет. Князь сдержал слово, заложив в 1364 году Покровский монастырь».
Но многие столетия монастырские стены выполняли роль тюремную, женщин из знатных фамилий насильно постригали в монахини.
Царь Василий III, решился пойти на неслыханное в те времена нарушение церковных правил и развестись с супругой Соломонией Сабуровой, обвиняя ее в бесплодии. Выбранная из 500 невест представительница древнего боярского рода за 20 лет брака не родила детей, за что была сослана в стены Покровской обители под именем инокини Софии. Естественно, что такое событие вызвало возмущение патриархов.
«Иерусалимский патриарх Марк заявил, что несправедливость правителя будет отомщена – в новом браке родится «злое чадо», превосходящее по жестокости предыдущих правителей» И, по сути, предсказание сбылось, через 4 года Елена Глинская, вторая жена Василия III родила будущего Ивана Грозного.
Так же считается, что на момент заключения в монастырь Соломония Сабурова уже была беременна и в Покровском монастыре родила сына Георгия. Но опасаясь за его жизнь, она инсценировала смерть и похороны ребенка. По преданию, отданный на воспитание мальчик в дальнейшем стал известным разбойником Кудеяром.
В пользу данной версии говорят и результаты археологических исследований. В 1935 году ученый А. Д. Варганов вскрыл предполагаемую могилу царского наследника в монастыре, но обнаружил там только тряпичную куклу, одетую в детскую шелковую рубашку, обильно расшитую жемчугом.
Соломония была похоронена здесь же. В 1650 году царица была канонизирована и с тех пор она почитается как София Суздальская – покровительница города, которой паломники молятся об исцелении детей и излечении от бесплодия.
В усыпальнице монастыря находятся останки и других благородных жительниц обители: Анна Васильчикова (супруга Ивана Грозного), Евдокия Лопухина (жена Петра I), Евпраксия Пожарская, Евдокия Нагая.
Облик монастыря с годами, естественно, менялся и не раз перестаивался.
Красивейшая Зачатьевская церковь была перестроена в камне в 1551 году при финансировании Ивана Грозного, таким образом он решил почтить память дочери Анны.
А в 17 веке были пристроены апсида и поварня, продолжено возведение ограды, заложенной еще в 16 веке.
Естественно, что с приходом к власти большевиков, монастырь был закрыт. В 30-е годы на территории работала секретная лаборатория тюремного типа, которую в народе называли «шарашкой», в которой над разработкой биологического оружия трудились опальные ученые. Затем объект передали Институту биохимии РККА.
В 60 - х годах монастырь подвергся капитальной реставрации, ему вернули прежний облик 16 века и превратили в музей. Который потом был переделан в гостиничный комплекс, ведь в милых деревянных домиках расположены номера для постояльцев. В зданиях монастыря какое-то время даже работали ресторан и бар, а в главном храме находился концертный зал.
И только в 1992 году обитель была передана церкви. Гостиница Покровская, состоящая из 11 деревянных избушек была переделана под монашеские кельи. А ведь в свой первый приезд в Суздаль, в начале 2000-х годов у нас были мысли пожить в этой гостинице при монастыре.
Ныне же все постройки Покровского монастыря переданы под охрану ЮНЕСКО.
Мы побывали в обители относительно ранним утром, без толп туристов…
Заглянули в Зачатьевскую церковь, купили вкусной выпечки в монастырской лавке…
Полюбовались красивыми видами, открывающимися на противоположный берег.
Рядом с монастырем находится пара белоснежных церквей. Летняя Петропавловская и зимняя Никольская. Ведь в Суздале на протяжении веков было построено очень много парных церквей для разного времени года. Теплых и холодных. Храмовый комплекс был закрыт. Поэтому мы просто полюбовались на белокаменные стены.
А далее по Покровской улице вышли к очень живописному местечку, к деревянному мостику, перекинутому через Каменку, с которого открывается вид на, наверное, самый основной монастырь города, Спасо-Евфимиев.
Обитель, правда, принадлежит музею-заповеднику. Вход все за те же 400 р., как было в прошлый наш приезд.
В музеях этого монастыря мы были неоднократно. Поэтому просто прогулялись вдоль величественных краснокирпичных стен. Виды с высокого берега реки открываются бесподобные.
Рядом с монастырем на улице Ленина глаз радует вот такая картинка…
Две церкви Смоленская и Симеоновская с шатровой колокольней и рядом с ними чудо-домик!
Домик сказочный, и действительно старинный. Это единственный в Суздале и очень редкий в России памятник жилого каменного зодчества. Сейчас принадлежит также музею-заповеднику. Внутри находится музейная экспозиция. Предполагается, что время постройки дома относится к концу 17 началу 18 веков. Именно в этот период в различных городах русского государства начинают строить каменные дома средние люди посада.
Несмотря на то, что посадский дом построен из камня, в его облике прослеживаются глубокие связи с традициями деревянного зодчества. Сходство объясняется тем, что на рубеже 17 и 18 веков разбогатевшие на торговых делах средние люди посада начали строить каменные дома вместо деревянных.
Здешний каменный домик принадлежит к простейшему типу жилых построек — однопалатному каменному. Украшен он очень скромно. Но смотрится очень мило. А вот первоначального хозяина этого строения установить не удалось.
Самыми ранними из достоверно известных владельцев дома, имя которых значится в обывательских книгах, были суздальские мещане Бибановы, занимающиеся калачным и харчевенным промыслами. В начале 19 века дом был продан соседу Бибановых, купцу М. Болдину.
А дальше наш ждал сюрприз…
В виде вот такой «пятачковой морды», охраняемой лабрадористым масиком в одном из дворов гостевого дома, проходя мимо которого, мы случайно и обнаружили сию картину…
Хрюн упорно рвался вовнутрь дома, и ни в какую не хотел повернуть к нам свое личико. После нескольких неудачных попыток открыть дверь, решил просто напросто вздремнуть на коврике. Последовав примеру своей охранницы!
Мы же продолжили свою прогулку дальше мимо красивых купеческих резных домиков…
Дошли до еще одного старейшего монастыря. На этот раз Александровского.
Эта обитель была основана аж в 13 веке. По некоторым данным основателем ее является сам Александр Невский. Как гласят летописи, «он завещал построить обитель перед сражением с немецкими рыцарями в 1240 году. И он же в итоге построил первую деревянную церковь будущего комплекса.»
Монастырь находится в отдалении от туристических троп, место тихое и очень душевное. Вид на этот небольшой, сохранившийся до наших дней комплекс, открывается со многих видовых площадок города. Шпиль старинной колокольни, построенной на небольшой возвышенности, заметен далеко за стенами монастыря. И не раз был нами запечатлен.
Обители в разные времена и годы симпатизировали правители, поэтому монастырь получал в свое ведение многие земли и угодья. Было у него благотворительное предназначение. В нем получали кров и пропитание вдовы и сироты, которые после набега врагов на Суздаль оставались без кормильцев. Во времена польско-литовских захватчиков монастырь пострадал и был почти полностью уничтожен. Но ближе к концу 17 века началось полноценное восстановление. Царица Наталья Кирилловна выделила средства на работы. В 1695 году была построена Вознесенская церковь.
Этот храм сохранился до наших дней наряду с шатровой колокольней, выстроенной поблизости.
В 18 веке появилась ограда и были построены Святые ворота, через которые мы смогли попасть на небольшую территорию.
История монастыря как женской обители завершилась во времена Екатерины, в 1764 году по итогом реформы многие подобные заведения были упразднены. И главный храм стал приходским.
И только в нашем веке статус его снова изменился. В 2006 году Владимиро-Суздальская епархия взяла монастырь в свое ведение. С этого момента обитель возобновила свою деятельность, но уже в качестве в качестве мужского монастыря.
Состояние всех построек, увы, оставляет желать лучшего. Что очень странно для такого отуристиченного города как Суздаль. Ведь земли этой древнейшей обители помнят самого Александра Невского. Но в нашем царстве-государстве принято, увы, придерживаться старой поговорки: «Что имеем не храним, потерявши плачем»
Территория очень крохотная, вокруг находятся жилые деревянные дома. В некоторых расположены кельи монахов.
Но обязательно стоит пройти через всю территорию, с противоположной стороны за деревянными домами есть выход к еще одной потрясающе красивой смотровой площадке, с которой открывается, наверное, самый открыточный вид на город. Как на ладони, предстает в своем белоснежном обрамлении Покровский монастырь и вся противоположная часть города за рекой. И также красиво ложится на ладошку величественный Спасо-Евфимиев монастырь. И вся эта лепота на фоне извилистых берегов речки Каменки, змейкой простирающейся вдоль купеческих домов, многочисленных шпилей церквей и монастырских соборов.
продолжение в 2 части...
|