Часть 1.
Часть 2.
По дворцово-парковому ансамблю Царского Села мы гуляли всю первую половину дня воскресенья, до обеда и отъезда домой.
https://tzar.ru/objects
Заходили в парк со стороны улицы Парковой, просто напросто нашли ближайший к гостинице вход. Который находится возле комплекса зданий Адмиралтейства. Сейчас здесь едальное заведение, кафе Волконский и ресторан Адмиралтейство. Но после сытного плотного завтрака интереса с этой точки зрения он у нас не вызвал.
А вот в архитектурном плане хорош, и даже очень фотогеничен.
Комплекс состоит из трех зданий, был возведен по проекту архитектора В. И. Неелова на месте деревянного шлюпочного сарая. Здания строились летом 1773 года. В нижнем цокольном этаже хранились лодки, используемые для катания по большому пруду.
На втором этаже центрального здания в просторном зале играл оркестр, когда Екатерина II каталась на лодке по пруду.
В двух прилегающих корпусах находился Птичник. В них жили различные водоплавающие, а также фазаны и павлины.
Прогулка наша началась относительно ранним утром, и большую часть мы смогли прогулять почти в гордом одиночестве. Что, конечно же, большой плюс для таких шрайбикусов, как я!
Центральную часть парка занимает большой пруд, действительно, расположен он на довольно обширном участке. И, конечно же, его главные украшения, это павильон Грот, островок с Чесменской конной и Турецкая баня.
В первую очередь мы отправились к гроту…
Проект был разработан известнейшим архитектором того времени – Ф. Растрелли. Строилось здание при Елизавете, а вот отделочные работы велись уже при Екатерине.
Позднее, в 1771 году внутренняя отделка павильона была изменена по проекту А. Ринальди. Именно его декор сохранился до наших дней.
По бокам две скульптурные композиции,
По ступенькам от площадки перед входом можно спуститься к воде, вездесущие уточки тут как тут. Ждут подачки!
Рядышком небольшой розарий. Благоухающий пышным цветеним в начале октября. Чудо Чудное!
Бросив беглый взгляд на Камеронову галерею, мы по дорожкам вдоль пруда устремились к фонтану девушки с кувшином. Не забывая любоваться окружающей открывающейся пасторальной картинкой.
Девушка с кувшином, на самом деле молочница. Это единственная скульптурная композиция, исполненная специально на заказ именно для этого парка. Участок в этих краях обустраивался уже Александром I на месте бывшей катальной горки. Под руководством И.Буша и Л.Руске. Склон меду гранитной террасой и большим прудом был оформлен уступами. К пруду были проложены новые дорожки, а в устье небольшого канальца установили скульптуру, выполнена она из бронзы скульптором Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком»
Неподалеку еще один небольшой, но очень живописный островок.
А это очередная изюминка парка, Мраморный мостик…
Конечно же, невозможно не устроить в этом месте небольшую фотосессию, ведь в домашнем архиве хранятся фотографии почти 20-ти летней давности на фоне этого очаровательного мостика.
Мост этот находится над узенькой протокой, которая соединяет большой пруд с соседними. В этом месте целый архипелаг маленьких островков. Когда-то в здешних местах в изящных домиках жили лебеди, поэтому место получило название Лебяжьи Острова. Мост был сооружен по проекту В. И. Неелова. Образцом послужили мосты в английских парках, созданные на основе проекта Палладио. Материал для него был вытесан на уральской Екатеринбургской гранильной фабрике из местного мрамора.
Отсюда рукой подать до турецких бань, золоченый купол которых отлично вписывается в пейзажную картинку этого времени года.
Баня появилась в парке во времена Николая I. Это последняя постройка на территории Екатерининского парка. Проект был задуман как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был выполнен архитектором И. А. Монигетти, который в качестве образца для павильона взял, как не трудно догадаться, турецкую мечеть.
Внутренние помещения выполнены в мавританском стиле.
«В оформлении интерьеров использовались вывезенные во время Русско-турецкой войны из Румелии (европейская часть владений Османской империи с центром в Софии) беломраморные рельефные детали внутренней отделки бани турецкой султанши и султана из сада дворца Эски-Серай в Адрианополе: колонны, настенные доски и чаши фонтанов, наддверные украшения и др. (они датируются XVII–XVIII столетиями).»
В бани можно зайти по отдельно купленному билету. Но не в этот раз…Тем более, что подобного рода красотой мы успели налюбоваться в испанской Андалузии…
Мы же держим путь к еще оной интересной красоте, башне-Руине. Которая расположена возле еще одного входа рядом с Орловскими воротами.
Сооружение было построено в 1771 году по проекту архитектора Ю.М.Фельтена. Это так называемый «символ падения Оттоманской Порты». Венчающая ее беседка- первая готическая постройка в русских парках подобного плана. Строение напоминает нам дорическую колонну, слегка ушедшую в землю. К башне примыкают каменные стены, частично утопленные в землю. Сверху над аркой, украшающей стены, высечена надпись: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году»
Поверхность стен искусственно состарена трещинами. Поэтому издалека сооружение напоминает нам развалины. Но как же они живописны при пристальном изучении, в обрамлении багряных плетей дикого винограда.
По старинному пандусу можно подняться почти на самый верх. Мы, конечно же, не упускаем такую возможность, но забираемся по старой деревянной лестнице, усыпанной листвой.
Сверху виды на все четыре стороны…
Место очень атмосферное и живописное, и хоть находится в отделении от всех топовых красот, дойти до него я рекомендую однозначно.
Чуть в сторону от башни вглубь парка уходит широкий Виттоловский канал, переходящий уже в Александровский парк.
Очередная живописность - мостик под названием Красный Каскад… Затерялся в системе прудов и каналов под названием Лебяжьи островки.
Сооружение не только живописное, но и полезное. Соединяет Верхние пруды с Большим парковым прудом. Системой плотин занимался известный инженер того времени И.К. Герард.
Красный каскад украшают две готические башенки… очень напоминающие нам Царицынские сооружения в Москве.
Еще один мостик с интересным названием Пудостский.
Нас же ждет еще один живописный уголок, окруженный каналом.
Желтое строение- павильон Концертного зала. Построен он был архитектором Д. Кваренги в 1780-х годах.
Его фасад, обращенный к пруду, украшает 4-х колонный портик. А с противоположной стороны он оформлен в виде ротонды из десяти колонн, укрытых небольшим куполом. Стены украшают барельефы, выполненные скульптором Козловским.
Этот зал считается шедевром русской садово-парковой архитектуры, что нам мой взгляд абсолютно заслуженно…
Тут тот самый случай, когда гармония красоты архитектуры и природы очень органично добавляют друг друга.
Впрочем, поблизости еще один шедевр, хоть и маленький, этого известного архитектора, под названием кухня-руина. Это произведение считается одним из лучших великого зодчего.
При создании кухни Кваренги использовал фрагменты подлинных античных памятников. А чтобы придать им более подлинный, древний вид, некоторые были искусственно повреждены. Выполнено все это с потрясающим мастерством, что отличить «новодел» практически нереально.
Да и невозможно оторвать взгляд от этого очаровательного сооружения, пытающегося спрятаться в осеннюю листву.
Чуть в стороне вот такая беседка, под названием Скрипучая…
Находится она на границе Екатериненского и Александровского парков. Рядом проходит так называемая Подкапризова дорога, ведущая в Китайскую деревню. Поэтому здешняя беседка выполнена в китайском стиле.
Название дано неспроста. На кровле находится флюгер, который при вращении издает скрипучие звуки.
Сооружена она была также по проекту архитектора Ю.М.Фельтена, как и башня-руина. А работы велись под руководством И.В. Неелова в 1786 годах.
Кровлю украшают милые дракончики. Стены расписаны под цветной мрамор.
И еще один зал, на этот раз Вечерний… строительство которого началось в 1796 году по проекту П. В. Неелова, но завершилось лишь через полтора десятилетия, уже по чертежу Л. Руски.
Еще один райский уголок, обрамленный осенними красками…
Здесь в окружении пергол, увитых красочной листвой дикого винограда, находится еще одна знаковая достопримечательность, Кагульский обелиск. Сооружен он был по проекту Ринальди в 1772 году в честь победы русских над турками возле одноименной реки Кагул.
Отсюда по аллее можно выйти к пандусу Камероновой галереи, по которому можно подняться в небольшой уютный висячий садик, который соединяет личные покои императрицы в бельэтаже Зубовского флигеля, террасу Камероновой галереи, Агатовые комнаты холодной бани. Из сада можно попасть в эти самые Агатовые комнаты.
|