Часть 1.
От лабиринта рукой подать до еще одной жемчужинки, Павильона Венеры, находящегося прямо у кромки воды.
Здесь мы все же решили заглянуть вовнутрь. Цена вопроса 100 рублей с носа. Нам посчастливилось полюбоваться красотой и прослушать аудио экскурсию в одиночестве.
Находится он в очень живописном месте на острове Любви. Который отделен от суши искусственными каналами. Это небольшое здание было спроектировано архитектором Винченцо Бренной. А прообразом послужило подобное сооружение, которое находилось во Франции, в поместье Шантийи. Во время заграничного путешествия по Европе цесаревич Павел Петрович увидел эту парковую затею и пожелал, чтобы нечто похожее появилось в его любимой Гатчине. Строилась вся эта красота в течение двух лет. Сюда можно было переплыть на лодке и по ступенькам через огромные двери попасть в зал.
Зал украшен росписью в технике гризайль. На потолке огромный плафон под названием «Триумф Венеры»
По дороге вдоль канала совсем недалеко до Березового домика.
Рядом с которым портик под названием Маска… Отличное место для фотосессии.
Березовый домик был возведен по проекту швейцарского художника, Франсуа Виоллье, появился он в середине 1780-х годов и снаружи представлял собой обычную скромную поленницу дров. Это была такая своеобразная шутка, ведь за простыми фасадами скрывались роскошь и великолепие. Золоченая лепнина и обилие зеркал придавали интерьеру особую праздничность. Павильон становился неожиданным сюрпризом для гуляющих по парку гостей.
Каменный портал был возведен позднее по проекту Винченцо Бренны. Название Маска получил неспроста. Он как бы замаскировал невзрачный вид находящегося за ним павильона. Постройка смотрится очень монументально. 16 колонн эффектно возвышаются на фоне вековых деревьев парка.
Рядом еще один выход /вход в парк через Березовые ворота.
От них мы маршрут закольцевали. И по живописным аллеям выбрались к цветочной горке с круглым прудом.
Трехъярусная Цветочная горка в виде конуса со срезанной вершиной придавала особый колорит саду. В кадках летом выставлялись экзотические растения.
Возвратившись через те же мостики, перекинутые через пруды, заглянули в Верхний голландский садик.
Чтобы попасть к Приоратскому дворцу, территорию дворцового парка нужно покинуть.
При желании можно подъехать и на машине. Но мы с удовольствием прогулялись пешком, полюбовались адмиралтейским и трехарочным львином мостом, обелиском Коннетаблт, мимо которого проезжали.
Каменный адмиралтейский мост был сооружён через ложбину между Чёрным и Белым озёрами в 1792-1794 годах. С двух сторон моста располагаются караульные помещения — кордегардии, которые и дали мосту второе название.
Название Адмиралтейские ворота он получил благодаря близости к Адмиралтейству. От моста открывается прекрасная живописная панорама на Приоратский и Дворцовый парки.
Трехарочный львиный мостик был построен по проекту А.Д.Захарова в 1801 году. Название львиное получил из-за трех каменных масок которые украшают замковые камни его трех арок.
Приоратский Дворец был возведен по проекту архитектора Львова для рыцарей мальтийского ордена в 1799 году.
«Павел I в детстве зачитывался рыцарскими романами и испытывал интерес к деятельности Суверенного ордена святого Иоанна Иерусалимского. После восшествия на престол в 1796 году он получил звание протектора ордена, а затем был избран великим магистром этой древней католической корпорации.
Приоратский дворец был задуман как резиденция «для братских присутствий» российских рыцарей-иоаннитов. Название замка «Приорат» произошло от французского «prieuré» – так в Западной Европе называли небольшие монастыри и монастырские землевладения. Построенный всего за несколько месяцев, замок пережил даже годы Великой Отечественной войны и сохранился до нас в первозданном виде»
Честно признаться, топать до самого дворца было неохота. Сфотографировали вид, открывающийся от одной из смотровых площадок с берега озера.
Да и в планах у нас был еще один парковый ансамбль под названием Ораниенбаум.
https://peterhofmuseum.ru/objects/oranienbaum/dvorets_petra_III
http://www.oranienbaum.org/oranienbaum/map-of-oranienbaum/
«В переводе с немецкого языка "ораниенбаум" означает "померанцевое (апельсиновое) дерево". Предание связывает происхождение этого названия с эпизодом Северной войны, когда на территории будущей мызы Меншикова была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых огромными буквами была выведена надпись "Oranienbaum". Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова под Воронежем Ораниенбургом. Изображение померанцевого дерева с его ярко-оранжевыми плодами становится главным элементом герба Ораниенбаума»
От Гатчины около 60 километров пути. Доехали где-то за час. По местным дорогам и КАДу.
Ораниенбаум, находящийся в городке по имени Ломоносов, расположенный на заливе Невской губы, встретил уже порядочными толпами. И как я писала ранее, с парковкой в этих местах очень туго, мы ее в принципе не обнаружили. Неподалеку от входа на противоположной стороне дороги находится Морской канал, ведущий в главную Ломоносовскую гавань. Возле него стихийная парковка. И чтобы найти место, пришлось немного поездить, но если не стараться поставить машину как можно ближе к Дворцовому проспекту, то чуть в отдалении места найдутся всегда.
Вход на территорию по билетам, по 100 рублей.
Вся инфраструктура заключается в наличии туалетов, которые расположены на окраинах возле входов.
Никаких едальных заведений в парке нет, единственный вендинговый автомат на входе, в котором можно приобрести маски и кофе.
Дворцовый комплекс разделен на несколько зон. Это Нижний сад с Меншиковским дворцом, Верхний парк с Екатерининским корпусом, с Китайским дворцом и прилегающими постройками. Дворец Петра III с остатками крепости Петерштадт, и находящимся на реставрации чуть в отдалении павильоном Катальной горки.
История этих мест ведет к началу 18 века, когда ближайший сподвижник Петра I, Александр Данилович Меншиков возводит напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком. Но после опалы Меншикова, резиденция отходит сначала к Адмиралтейской коллегии, а затем в 1743 году императрица Елизавета жалует ее наследнику престола, будущему Петру III и его, тогда еще великой княжне Екатерине Алексеевне.
Довольно внушительная часть парка сейчас перекрыта на ремонт, но ко всем выше обозначенным объектам можно пройти.
Возле главного входа и касс нас встречает вот такая красота и Картинный домик…
Картинный дом по своему архитектурному облику, несмотря на растрелливский рисунок наличников является памятником петровского барокко.
Нижний сад с вереницей аллей и скульптурными композициями. Здесь можно встретить все времена года.
И как оказалось, то самое, в котором мы сейчас гуляем вовсе не женского, а мужского рода.
А это толстощекий Зефир…судя по всему наелся своего одноименного лакомства.
Сад был заложен спустя два года после начала строительства Большого дворца, в 1712 году. Период его создания обычно связывают с именами строителей Большого дворца М. Фонтана и И. Г. Шеделя.
Из парка открывается панорама Меншиковского дворца. Да и виды вокруг очень узнаваемые. Не раз здешние места светились в различных фильмах и сериалах.
Центральная часть, к сожалению, на ремонте.
На балконе имеется смотровая площадка, доступ к которой, по-видимому, для тех, кто озаботился входными билетами во дворец. Но функционирует ли она в данный момент, не известно. Ведь все вокруг огорожено «лесами»
Большой Ораненбаумский дворец был построен в 1710-1725 годах архитекторами Д. М. Фонтана и И. Г. Шеделя.
«Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. У его подножия мастерами Вицлавом и Грацом был разбит регулярный сад, декорированный скульптурами и фонтанами. Гости прибывали во дворец на кораблях по морскому каналу, прорытому в 1719 году.»
Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну.
Не менее впечатляет и внутренний двор.
У Карпиева пруда находится памятный знак, в честь А.Д. Меншикова.
От пруда дорога приводит к Кавалерскому корпусу, возле которого находятся вольеры с животными.
В небольшом прудике рядом красивые утки-мандаринки. Устраивают показательные выступления на радость детворе.
У русской избы по всем законам жанра – восседал вот такой котяра.
Но самое живописное место, вокруг бывшей Екатерининской дачки.
Здесь находится живописный пруд, в обрамлении Китайского дворца и Китайской кухни, во времена правления Екатерины это был фрейлинский домик. Павильоны работают только в летнее время года, поэтому любуемся наружной красотой.
Строительство дворца осуществлял архитектор Антонио Ринальди. По его проекту перед южным фасадом Китайского дворца вырыли большой прямоугольный пруд, на левом берегу которого построили Фрейлинский домик, а на правом отвели место для кофейного домика (проект этой постройки так и не был осуществлен). У восточного фасада дворца, уже за границей Собственной дачи, был построен Кухонный корпус. В середине 19 века Китайский дворец приобрел новые очертания. Великая княгиня Елена Павловна произвела здесь большие преобразования. По проекту архитекторов Л.Л. Бонштедта и А.И. Штакеншнейдера был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, подведенная под появившийся тогда же балкон.
Боковой вход у дворца охраняют бронзовые сОбаки). Конечно, невозможно уйти, не поздоровавшись со зверюшками.
Возле скульптуры тритона живописная пергола. В этот осенний период она, окутанная багрянцем, привлекает очень многих любителей фотосессий.
И еще одна пергола…
Вокруг китайского дворца живописный садик со скульптурными изваяниями.
Лаокоон, три грации, венера, апполино, артемида, аполлон…
К павильону катальной горки ведут две широкие дороги, обрамленные огромными вековыми елями.
Реставрация его в самом разгаре и полюбоваться можно лишь на информационный стенд.
«Комплекс Катальной горы состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью 532 метра. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров. Сложное инженерно-техническое сооружение Катальных гор имело один прямой и три волнообразных деревянных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счет инерции, а также три колеи: центральная – для катания, и боковые – для подъема колясочек. Катание осуществлялось на специально сконструированных А. К. Нартовым резных золоченых колясочках в виде "триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей". Катались с горы до 1801 года, пока она не начала медленно разрушаться. В конце концов, в 1813 году колоннады рухнули, а в конце 1850-х руины разобрали. От сооружений сохранился только павильон. После завершения строительства "Катальной горки", Екатерина проводила здесь торжественные обеды и приёмы, в том числе и для иностранных послов.»
Рядом еще один павильон под названием Каменное зало.
«Небольшой дворец, возводился под присмотром мастера М. Л. Гофмана. Предназначался он для проведения концертов, маскарадов и танцев в дни пребывания в Ораниенбауме великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, и его супруги – великой княгини Екатерины Алексеевны. План постройки был П-образным, в центральном каменном здании был устроен большой зал со сценой. В дни праздников на площадке перед павильоном располагались накрытые столы, иллюминированные цветными фонариками. Уходящая в парк аллея становилась сценой для изысканных представлений. Здесь отмечались именины годовалого сына Екатерины Алексеевны, великого князя Павла Петровича, и его отца – великого князя Петра Федоровича.»
На протяжении 19 и 20 веков павильон неоднократно перестраивался. Сейчас в "Каменном зало" устраиваются концерты, проводятся праздники и выставки, работает интерактивный кинотеатр.
Мы же держим путь в сторону Дворца Петра III .
Находится он в отдалении от всех остальных красот. Дорога ведет мимо живописного оврага, через который перекинут Петровский мостик. На закате дня виды на открывающийся золотоосенний простор завораживают еще больше своей ярко-багряной, переливающейся в лучиках заходящего солнышка, красотой.
Во владения самого недолго правящего царя ведет путь от Почетных ворот. Ворота эти мне хорошо запомнились по сценам из относительно недавно снятого сериала про Екатерину. Ведь именно возле них происходят те трагические события…
Маленький домик утопает в окружении розового цветения…
Это первая самостоятельная работа Антонио Ринальди в России, несущая в себе черты рококо.
Напротив дома памятник Петру.
От потешной деревянной крепости до наших времен сохранились лишь валы и рвы… Но какие завораживающие виды открываются с них в это время года…наверное не передаст ни одна самая крутая и навороченная техника.
На склоне холма мы не смогли себе отказать в удовольствии, чтобы не устроить небольшую фотосессию.
Правда, идиллия продлилась не слишком долго, бдительный охранник, дежуривший у дворца, в конце-концов раскрыл наш коварный замысел, и своим свистом разогнал всех отдыхающих, примостившихся на пригорке официального так сказать, газона… Нарушив любование прекрасными красками в такую прекрасную пору…
Но, мы все же успели словить частичку красоты, увековечив ее в айфоновских, и не только, мегабайтах.
На обратном пути уже практически в сумерках, не смогли, находясь возле большой воды, не заехать к ней, чтобы не поздороваться с местным морем…
Улица Угольная приводит в очень интересное колоритное и атмосферное местечко на край косы, выступающей в залив, к бывшему паромному причалу и сигнальному посту…
Место пользуется популярностью у местных рыбаков и просто любителей такого рода заброшенок.
Рядом примыкает большой порт Ломоносова.
Открывается панорама на Кронштадт. В туманной дымке видны очертания купола Морского собора. И новоявленной башни Лахта-центра, в которой у всех сбываются мечты…)))
По дороге домой в «свой» Пушкин, конечно же, заскочили в город на Неве…
Домчались до Исакия, возле которого с легкостью удалось припарковаться. Причем совершенно бесплатно, о чем я писала выше.
Сбегали поужинать в ресторанчик на крыше «Небо и Вино».
А на обратном пути немного прогулялись по вечернему Питеру…
|