Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром…
Вспоминая эти строчки из далекого детства, мы катили сквозь череду вялотекущих пробок на родину великого поэта…
И несмотря на то, что на дворе у нас сегодня начало мая, и солнышко, припекая сквозь лобовое стекло, выманивает своими теплыми лучиками, соревнуясь с наконец-то включенным после долгих зимних холодов кондиционером, это в какой-то степени зимнее стихотворение, первое, что всплывает в памяти, ассоциируясь с прекрасным есенинским краем.
Сегодняшняя наша береза, лучезарно-изумрудная, только-только распахнувшая свою нежно зелёную листву, ждет нас на высоком окском берегу.
Переваривая впечатления перед написанием сего рассказа, я вдруг поймала себя на мысли, что в Константиново случается попадать примерно с разницей лет так в четырнадцать-пятнадцать. Первый раз я побывала в этих краях еще в составе школьной экскурсии, учась тогда где-то в классе 9-ом, затем уже всем семейством, с маленькими еще детьми мы наведывались в эти края в начале 2000-х, и вот спустя примерно такой же промежуток времени, мы с Лешкой снова мчим (если можно так выразиться, периодически разгоняясь от одной пробки до другой) на Рязанщину, выделив под поездку пару дней из вторых майских выходных. И, конечно же, под обязательный пункт нашей праздничной программы намечено Константиново…
Путь до которого в этот раз был тернист и не совсем банален, потому как путешествие наше началось почти с самого въезда в Рязанскую область, с местечка под чУдным названием Дивово, куда мы свернули в поисках разрушенного минарета, сохранившегося неподалеку от научно-исследовательского института Коневодства, одного из ведущих и крупнейших заведений в бывшем постсоветском пространстве.
N54.79474 E39.42546
Собственно сам минарет находится в общем-то на территории этого "лошадиного" института, огромной и нынче пребывающей в неком запустении, несмотря на присутствие самых разных кОников , конЯшек и жеребят.
Процесс, как говорится, все же идет. Но, строения, конюшни и прочие помещения для содержания животных, выглядят, мягко говоря, не слишком презентабельно.
Тем не менее, заведение это является уникальным научно-исследовательским не только в нашей стране, но и в мире. Этот институт - единственная организация в России, которая выдает документы на племенных лошадей. Присутствует здесь и музей, по предварительной договоренности можно заказать экскурсию, договориться о катании на лошадке, и дегустации кумыса. Собрано же тут коллекционное поголовье лошадей основных пород, разводимых в нашей стране... Арабские, ахалтекинские, орловские, тяжеловозы, ну и пони, конечно же!
А во всех подробностях про лошадок и предоставляемые услуги можно ознакомиться на официальном сайте http://www.ruhorses.ru
Припарковались мы у главных институтских ворот, находящихся неподалеку от основного административного здания.
Рядом с которыми красуется вот такое мозаичное панно, сохранившееся с советских времен.
Именно к ним вывела нас, заботливо проложенным путем к указанным чуть выше координатам, наша несравненная "мадам мапс-ми" ))).
Ворота, что вполне ожидаемо, находятся на замке, въезд, если и возможен, то только по специальному разрешению. Хотя попасть на территорию, как мы впоследствии поняли, можно вполне свободно, если объехать весь комплекс с прилегающим небольшим поселком с другой стороны, свернув с дороги чуть раньше, на Глебково.
Именно через этот населенный пункт весь приезжающий народ попадает прямиком к конюшням, приезжая полюбоваться животинками.
Мы , конечно же, тоже не стали отказывать себе в удовольствии, тем более, что являемся большими поклонниками практически всех представителей фауны. А уж таких красавцев и красавиц, тем более.
На выгуле присутствуют в большинстве своем мамашки со своими почти новорожденными детками, или те, кто еще готовится стать матерью, что впрочем, не удивительно, учитывая специфику данного заведения.
Вот такие кобылки с малышами-красотулями встретились нам по пути к минарету, возле которых мы, конечно же, зависли на энное число минут.
Основной конюх тоже не преминул "нарисоваться")))
Ну а сам минарет, запрятанный в густых зарослях, найти без помощи местных не так уж и просто.
Находится он посреди лесистой местности и хоть и стоит на небольшой гористой возвышенности, разглядеть его макушку с мусульманским полумесяцем издалека не получится. Среди зарослей молодой листвы заметили мы ее лишь только тогда, когда подошли почти совсем вплотную.
N054 47.518, E039 26.083
Этот минарет, единственная постройка, оставшаяся от находившейся здесь когда-то усадьбы Н.А.Дивова. Был выстроен в конце 19 века. Высотой что-то около 30-ти метров.
Николай Андрианович был третий ребенок в семье, родился в 1792 году в Стокгольме. Во время Отечественной войны 1812-го года служил в артиллерии и вместе с русской армией пережил все испытания, выпавшие на долю нашего государства.
А вот ранее, его мать, Елизавета Петровна, когда семья проживала в Париже, вместе с сыном была приглашена на завтрак к Жозефине. "К столу вышел Наполеон, обласкал мальчика и спросил, как понравился ему только что окончившийся смотр войск и не желает ли он вступить в ряды этого войска…
На что маленький Николенька ответил с вполне взрослым достонством:
"Смотр очень мне понравился, но я русский и желаю служить только моему отечеству". Выйдя в 1830-ом году в отставку, Николай занялся благоустройством своих имений, разбросанных по многим губерниям. Усадьба в Городище стала любимой его резиденцией.
Когда-то, случайно попавший в Константинополь, и восхитившись восточной экзотикой, Дивов по приезду начал энергично перестраивать старую городищенскую усадьбу в совершенно экзотическом духе. Строительство велось по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина. Тогда же и появился в этих местах минарет.
Сам же дом был недостроен, так как Николай Андрианович сильно увлекавшийся лошадьми, буквально жил в конюшнях. Часть из тех сохранившихся строений сейчас и занимает институт.
А вот, что пишет в своих воспоминаниях двоюродный брат Дивова, М.Д. Бутурлин : «Городищенский дом состоял в то время из четырех только комнат , а вблизи к нему на не очень высокой горе строился тогда каменный, изящный, но причудливой архитектуры двухэтажный с мезонином дом, представляющий смесь древнерусского стиля с швейцарским шале, и к одному углу дома примыкал высокий минарет, оканчивающийся мусульманскою полулуною, блестящею издалека».
От недостроенного дома остался только минарет и кирпичная кладка засыпанных подвалов.
А вот сам конный завод быстро прославился. Считается, что одним из лучших жеребцов Дивова был Ворон, купленный у князя Алексея Федоровича Орлова. Князь пускал в продажу исключительно меринов и нежеребных кобыл, но для своего близкого друга Николая Андриановича сделал исключение.
После отмены крепостного права, когда спрос на ценных лошадей резко упал, Дивов начал торговать тяжеловозами, набирающими в те времена популярность, в условиях развивающейся торговли и промышленности.
В 1865 году недалеко от усадьбы и конезавода была открыта железнодорожная станция. Железная дорога проходила непосредственно по земле, принадлежащей Дивову и которую он отдал совершенно безвозмездно. Станция эта существует до сих пор. Сейчас тут расположен небольшой музей, относящийся уже к Есенинскому периоду, куда мы и спешим далее.
Дело в том, что именно этой станцией пользовался поэт во время своих ежегодных посещений Константинова. И именно отсюда в 1912 году 17-летний Сережа Есенин сев на поезд, отправился в Москву.
Старый деревянный вокзал на станции Дивово, существовавший в начале прошлого века, сгорел, а на его месте в 1951 году был выстроен новый. Фасад выкрашен в розовые тона. Перед зданием памятник поэту. Вокруг тишина и ни души!
N054 49.298, E039 26.947
N54.82180 E39.44870
Внутри, в бывшем зале ожидания, возле билетных касс присутствует небольшая экспозиция-выставка с экспонатами из Константиновского музея. В шести витринах размещены фотографии поэта и предметы быта того времени, имеющие непосредственное отношение к этой станции.
Экспозиция и бюст поэту появились здесь к 110-летнему юбилею, в 2005 году.
Из Дивова местная дорожка ведет нас непосредственно в Константиново, к находящемуся здесь сейчас музею-заповеднику.
N054 51.791, E039 36.275
Оказались на парковке мы в самый разгар туристического дня. Кроме больших автобусов, присутствует и гужевой транспорт по имени "И-а" )
После долгой дороги, многочасовых стояний в пробках и времени, проведенного с лошадками, на осмотр музеев и прогулку по окрестностям оставалось не так уж и много времени.
Разжившись комплексным билетом за триста пятьдесят рублей с человека на посещение всех экспозиций, в количестве пяти штук(!), в первую очередь, нас, конечно же, потянуло на живописный окский берег.
На территории усадьбы последней помещицы села Константинова, Л.И. Кашиной, находятся многочисленные живописящие смотровые площадки, с которых открываются по истине крышесносные виды на окрестности, холмистые изумрудно-бархатные окские берега, бескрайние дальние просторы, с пойменными лугами, глядя на которые невозможно не захотеть творить…что-то особенно прекрасное и трогающее душу настоящего русского человека, которым и был выросший среди всей этой красоты Сережа Есенин и которого здешняя природа заставила «всю душу выплеснуть в слова»…
Но, вернувшись с небес на землю, попасть на территорию усадьбы возможно сейчас лишь по билету. И если нет желания посещать музеи, достаточно разжиться билетиком на прогулку по территории.
На краю обрыва находится площадка со сценой, для проведения различных праздничных мероприятий и есенинских чтений. Рядом огромный портрет, на фоне которого всяк сюда зашедший, конечно же, спешит запечатлеться.
Мы тоже не будем исключением )))
В глубине сада находится усадебный дом бывшей хозяйки этих мест, Л. И. Кашиной. В 1995 году после реставрации, он предстает перед нами в новом качестве, как музей поэмы «Анна Снегина», прообразом которой является Лидия Кашина.
В поэме Анна стала женой белогвардейца, после изгнания из имения крестьянами уехала в Лондон. В отличие от своей стихотворной героини, Лидия Ивановна после революции, когда крестьяне изгнали ее из имения, уехала не в Лондон, а в Москву. И чтобы прокормить своих двоих детей, в 1919-ом году нанялась на службу в управление связи Красной Армии машинисткой. Также подрабатывая, шила на дому. В 1922 году ее взяли на работу в издательство газеты «Труд». Лидия Ивановна в течение пяти лет исполняла обязанности корректора, а потом — литературного редактора.
Родилась же она в семье купца Ивана Кулакова, владельца ночлежек, трактиров и доходных домов на знаменитом Хитровом рынке. В 1904 году закончила с отличием Александровский институт благородных девиц, выучив несколько языков. В 1905 году против воли отца вышла замуж за учителя гимназии Николая Павловича Кашина, исследователя творчества А. Н. Островского. Впоследствии под его редакцией вышло первое собрание сочинений классика, а он стал одним из первых советских профессоров.
В Константиново Лидия приезжала с детьми на летний отдых в дореволюционный период.
В начале 30-х годов семьей Кашиных заинтересовались «органы», ее муж в 1936 году был арестован, через год арестовали и ее. В тот же год Лидия Ивановна умерла, по официальной версии от рака…
Обстановка же переносит нас в есенинские времена. В экспозиции присутствуют интересные мемориальные вещи, многочисленные фотографии, подаренные музею сыном Л.И. Кашиной.
Есть тут и современное здание литературного музея, на который тратить драгоценное время с поистине летней погодой было бы по меньшей мере расточительством.
С погодой в эту поездку нам в принципе очень повезло, отъехав каких-то 200 км. от Москвы, мы на всем протяжении своего рязанского маршрута ощущали себя словно где-то на югах. В отличие от ближнего Подмосковья, Есенинский край уже на майские праздники утопал в буйном весеннем цветении, а припекающее, такое по-настоящему летнее солнышко не могло не радовать после аномально-холодных весенних месяцев.
В литературном же музее, который мы на этот раз пропустили, представлены уникальные экспонаты: прижизненные издания поэта и его современников, книга «Радуница» с первым автографом автора, стол, за которым работал С.А. Есенин на Кавказе, копия его посмертной маски, личные вещи…Но надеюсь, не пройдет и 15-ти лет, мы снова окажемся в этих краях.)))
Сейчас же на усадебной территории раскинулся есенинский цветник, высажены растения, когда-то воспетые поэтом в его произведениях,
как впрочем, и вся Русь…
Неподалеку от усадебной территории находится здание Земской школы. Это копия, созданная в 1994 году, в которой учился Сергей Есенин в 1904−1909 годах. Которую он закончил с отличием.
Напротив здания расположилась небольшая часовенка Святого Духа, построенная в конце 19 века и также восстановленная в 2002 году по архивным чертежам.
Пройдя по дороге чуть далее, вглубь самого поселка, мы оказываемся возле крестьянского усадебного дома родителей поэта.
Нынешний дом, предстающий перед нами, был построен вместо сгоревшей в 1922 году избы. Та, в свою очередь, была построена в 1910 году, так же после рождения поэта. Поэтому вывеска, повествующая нам о том, что именно в этом доме родился и жил Сергей Есенин, не совсем правдоподобна.
На территории, огороженной плетеной изгородью, рядом с входом возвышается памятник поэту, установленный здесь в 2007 году.
А когда-то, давным-давно на этом месте находился вот такой бюст…
Две старые фотографии с разницей в 15 лет…и с уже новыми лицами….
Не будем же и сейчас нарушать традицию!
На небольшом участке возле дома находятся еще несколько интересных строений, это копия избы-времянки, сооружённая в 2003 году, в которой в 1922−24 годах после пожара жили родители Сергея Есенина, подлинный амбар, построенный в 1913 году и копия риги, в которой хранили зерно.
Сам же домик внутри представляет собой стандартное помещение, состоящее из сеней, и теплой избы, с печкой. Практически такой же домик когда-то на заре перестройки прикупили и мы с родителями неподалеку от Спас-Клепиков, на границе трех областей.
В "красном углу" похвальный лист, полученный Сережей после окончания земской школы.
Перед калиткой, у дома возвышается старый бальзамический тополь, посаженный, по легенде, Сергеем Есениным в 1924 году.
Напротив, через дорогу сквозь легкую зелень свежей березовой листвы проглядывает изящный силуэт Казанской церкви.
Построена она была в 1779 году на средства Александра Михайловича Голицына по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова. В этой церкви венчались родители поэта и крестили маленького Сережу Есенина.
Во время советской власти храм был закрыт, помещение, как это частенько случалось в те времена, использовалось под склад зерна. Но в 1972 году здание было включено в состав музея заповедника. А в 1990 –ом по ходатайству прихожан села ее возвратили епархии.
За церковью, практически на берегу, находится небольшая каменная часовенка, крытая тесом.
Здесь же когда-то лежал большой камень, о котором Есенин упоминает в стихотворении «Возвращение на родину»:
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы
Высокий серый камень…
Место это было очень любимо поэтом. Да и не удивительно. Виды открываются отсюда необыкновенно потрясающие. "Луг за Окой напротив называется Дубняком. Налево, за рекой — излучина Оки — Макаров Угол, — по эту сторону Оки, у теперешней речной пристани — Дашин бугор."
Удивительные эти места, по-прежнему хороши, как когда-то давным давно…
Когда-то на этом месте была похоронена девушка, лишившая себя жизни. Звали ее Дашей, и по старым обычаям хоронить ее на общем кладбище было нельзя. Сейчас на месте ее захоронения восстановлена эта маленькая часовенка.
Еще один дом, неподалеку от Казанской церкви, связанный с Есениным и являющийся сейчас музеем, дом священника Ивана Яковлевича Смирнова. Именно этот сельский духовник первым разглядел талант великого русского поэта.
От старого жилья семьи Смирновых практически ничего не сохранилось, поэтому все это новодел, восстановленный заново. Бревна сруба также свежие. И поставили его не на историческом месте, а в 50-ти метрах от старой усадьбы.
Экспонаты здесь собирались по крупицам, восстановление велось по старым фотографиям.
Иван Яковлевич Смирнов более 40 лет служил в Константинове. Именно он венчал родителей поэта, крестил самого Сергея Есенина. И именно в его доме совсем юный поэт создал свой первый рукописный сборник «Больные думы». После чего сельский священник благословил поэта печататься.
Окинув еще раз прощальным взглядом распрекрасные рязанские просторы, мы спешим дальше, конечно же не коим образом не прощаясь с этими местами, а все лишь говоря до свидания, и очень хочется надеяться, что скорого!
|