Часть 1. Начало.
Часть 2.
Да и пора было двигаться в обратный путь. Уже с трудом волоча ноги и, наконец-то вспомнив о машинке, оставленной у Соборной горы, мимо красивых особняков по улице Карла Маркса, занятых сейчас в большинстве своем административными конторами, мы потопали снова в центр.
Все пути, так или иначе, ведут через главную улицу имени вождя всех народов, памятник которому красуется на главной одноименной площади рядом со зданием администрации Смоленской области.
В жаркий субботний день веселье здесь шло полным ходом. С оборудованной сцены какие-то инопланетные "зеленые существа" развлекали местную детвору.
Лишь каменный Ильич всем своим видом показывал полнейшую непричастность к разворачивающимся вокруг него событиям.
Наверное, гуляя по центру, стоит обратить внимание еще на пару интересных улиц. Пржевальского и Коненкова.
На первой находится комплекс зданий Смоленского государственного университета, здание администрации с приемной президента, много домов в духе сталинского ампира.
Главное здание университета в стиле эклектики, располагается в бывшем епархиальном училище. Украшением главного фасада служат три ризалита, центровой и два по бокам.
Кроме того, увешан он и многочисленными мемориальными досками, повествующими о всех тех известных и знаменитых ныне людях, когда-то учившихся в этих стенах.
Совсем рядом на Коненкова находится старейшая обитель, Вознесенский монастырь, основанный предположительно в 1500-1600-е годы.
Есть предположение, что именно здесь воспитывалась еще в девичестве Наталья Нарышкина, будущая мать Петра I. И вроде бы как, Петр Великий в благодарность месту, где воспитывалась его матушка, повелел возвести здесь белокаменный Вознесенский собор, выделил на это средств, и собственноручно начертил проект храма. Бирюзовый Екатерининский придел был пристроен уже позднее, при игуменье Олимпиаде Рыдванской в 1765 году. А Ахтырскую церковь возле монастырских ворот возвели уже в 1830-х годах по проекту архитектора Альшевского.
От монастыря вниз к Большой Советской ведет улица Козлова, на которой, в небольшом сквере на краю Резницкого оврага, находится мемориал в память о пяти тысячах граждан, расстрелянных фашистами в октябре 1941 года в районе Советской улицы.
С этого места открывается чудесный вид на Успенский храм.
Собственно, свою прогулку по городу мы завершили снова возле Соборной горы, с видами на храм уже в предзакатном обрамлении.
Что касается "хлеба насущного", сразу раскрою едальную тему обеих дней.
Ужинали мы в сетевой кафешке под названием "Мандариновый гусь" на улице Октябрьской революции, неподалеку от памятника Исаковскому.
Улица является пешеходной зоной, поэтому машину оставляли неподалеку на 2-й линии Красноармейской Слободы. Кафе работает по принципу самообслуживания, как та же "Му-ма". Еды набрали чуть больше, чем на 1000 р. Салатики, второе плюс напитки. Порции большие, без каких-то особых изысков, но довольно вкусно.
http://pizzadomino.ru/Mandarinoviy_Gus/
Фотографии, увы, есть только телефонные. Но на сайте можно более подробно разглядеть интерьер и блюда.
На следующий день в пироговой под названием "Самовар", что на Ленина, набрали с собой в дорогу пирогов с кулебяками. Вкусно, сытно, и что, наверное, самое важное в пирогах, дрожжевое тесто, очень удачное, мягкое и пышное.
http://pizzadomino.ru/Samovar/
Работает кафешка по тому же принципу, что и ее мандариновый товарищ. Как я поняла, заведений, объединенных одним логотипом, в городе несколько штук.
Кроме вышеупомянутых, в общую сеть входит еще кафе "Русский двор", что в саду Блонье, пицца "Домино", замеченная возле сквера Пушкина и Лопатинского сада, а также, судя по общему интернет ресурсу, кофейня "Донна Клара", пицца "Чили" и рюмочная "Килька".
http://pizzadomino.ru/
Утро следующего дня, казалось бы, не предвещало ничего радужного. Сгрудившиеся черные тучи, периодически накрапывающий дождик и всего лишь каких-то 15 несчастных градусов выше нулевой отметки. И все это "великолепие" в самую макушку лета!
Конечно же, на плохую погоду всегда в запасе есть вариант музейно-выставочный.
И собственно, этим мы и намеревались заняться сразу после завтрака. Но глянув расписание работы художественной галереи, посещение которой было намечено при любой погоде, стало понятно, что все же придется выгуливаться до открытия еще целый час с хвостищем. Поэтому ничего не оставалось, как отправиться под своим родным четырехколесным укрытием на осмотр остальных, так сказать, не охваченных интересностей города.
Наипервейшими к осмотру в списке числились три храма, и, конечно же, не совсем простые.
Дело в том, что Смоленск город в какой-то степени уникальный. Не каждый может похвастаться наличием в своем арсенале сразу тремя церквями домонгольского периода.
А сохранившиеся храмы свидетельствуют нам о расцвете города в 12 веке. В тот период было возведено целых тридцать церквей. Сегодня же мы можем любоваться на храм Петра и Павла примерно 1146 года, Иоанна Богослова 1173 -го и Архангела Михаила 1194 года постройки. Петропавловский собор, к которому мы отправились сначала, находится на улице Кашена, что на Заднепровской стороне неподалеку от вокзала. Но стоит он совсем не в гордом одиночестве. Почти вплотную примыкает к нему гораздо более поздняя постройка, белоснежная церковь святой Варвары 18 века с шатровой колокольней. Вместе они представляют довольно гармоничную, несмотря на столь солидную разницу в возрасте, картину.
Петропавловская церковь считается самой старой и в то же время самой похожей из всех сохранившихся домонгольских церквей города. Храм был возведен во времена правления смоленского князя Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха. Естественно, что за столь долгие годы своего существования он не раз перестраивался, но в результате последней реставрации в конце 50-х годов прошлого века приобрела свой первоначальный вид. После завоевания Смоленска Речью Посполитой в 1611 году, церковь, как и многие другие храмы города, была превращена в костел, стены ее наполнялись полотнами Рубенса, Тинторетто. Но после освобождения города от власти иноземцев, снова становится православным приходом. Во время войны с французами храм был сильно поврежден. Но довольно быстро восстановлен за счет государственных средств. После революции службы в храме не прекратились. И он после закрытия главного Успенского собора даже стал Кафедральным. И просуществовал в этом статусе до 1935 года. До закрытия.
Во время Великой Отечественной войны его многострадальные стены вновь были подвержены сильным разрушениям. И только в 60-х годах под руководством все того же Петра Барановского храм обрел первоначальный облик. В 1991 году он был передан церкви. И с тех пор в нем не прекращаются службы.
Это воскресное утро тоже не оказалось исключением. Поэтому вовнутрь попасть не удалось, на службе присутствовало настолько много народу, что часть не уместившихся толпилась практически при входе. По этой же причине нам не удалось в это утро попасть ни в один из посещенных храмов.
Внутри церкви сохранились остатки разноцветных фресок и процарапанных надписей- некоторые из которых принадлежали князю Ростиславу Мстиславичу.
Построена церковь, как и большинство церквей того времени, из узких глиняных кирпичей – плинфы, скрепленной известковым раствором. Фундамент сооружен из булыжников на глине. Наружная отделка хоть и выглядит в некотором роде скромно, но именно эти выступающие арки, пилястры и полуколонны придают ей неповторимый вид и шарм.
Соседствующая с храмом церковь святой Варвары была построена на средства смоленских купцов Кремлицына и Сысоева. Она почти не пострадала в Отечественную войну 1812 года, в 1930-е была закрыта и позднее отдана под общественные нужды. Во время фашисткой оккупации храм был частично разрушен. Первоначально церковь была соединена со своей соседкой и имела три этажа, но во время реконструкции их разделили, а третий этаж убрали.
В 1994 году церковь была передана Смоленской Епархии, в ней размещалась духовная семинария. Сейчас на первом этаже у престола в честь великомученицы Варвары проходят богослужения.
Оштукатуренное белое здание , перемешавшее в своих чертах барокко и классицизм, отлично контрастирует со своим соседом. А шатровая колокольня придает всему небольшому ансамблю неповторимый и интересный облик.
Еще более подчеркивающию свою значимость на фоне расположенного неподалеку вокзала.
В этом же районе, сравнительно неподалеку на улице Парковая, находится церковь Архангела Михаила, называемая также Свирская. Такое название, историки связывают с тем, что стояла она на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.
Построена церковь была при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, который поставил себе цель "затмить масштабами и красотой все церкви в округе".
Храм был также приспособлен под костел во времена осады Смоленска польско-литовскими войсками. И не мало разрушен во время Отечественной войны 1812 года.
А восстановлен он была лишь благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. В 30-е годы прошлого века богослужения в храме были прекращены , в церкви был организован военный склад.
Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом практически не пострадал, но нуждался в серьезной реставрации, которая была также проведена не без помощи несравненного Барановского. Еще одна реставрация была проведена уже в конце 70-х годов, когда был максимально восстановлен ее первоначальный облик.
Сейчас храм возвращен церкви, в нем регулярно проводятся службы и, судя по многочисленным машинам вокруг, он, несомненно, пользуется популярностью у местных жителей. Сложен он также из плиточного кирпича. Росписи внутренних стен до наших дней практически не сохранились. Снаружи украшением служат многочисленные пояски, ниши и рельефные крестики на стенах.
Храм стоит на возвышении, обнесен каменной оградой с надвратной колокольней и отлично просматривается с разных сторон на местности.
С холма же открывается вид на современные смоленские районы-кварталы… В большинстве своем панельные жилые массивы.
Еще один памятник домонгольского периода расположен буквально в нескольких минутах, даже не езды, а ходьбы.
На высоком берегу Днепра на улице под названием Большая Краснофлотская находится церковь Иоанна Богослова.
Храм был возведен на средства князя Романа Ростиславича. И считается, что располагался на дворе правителя и первоначально был придворным культовым сооружением. "Сам по себе князь Роман вошел в историю Смоленска, как один из наиболее просвещенных и прогрессивных правителей, и именно церкви Иоанна Богослова было суждено стать важнейшим культурным центром древности. При Романе Ростиславиче в этом храме открыли первое на Смоленщине церковное училище, здесь составлялись многочисленные смоленские летописи, отсюда на близлежащие территории распространялась письменность".
Опять же и снова во время правления Речи Посполитой здесь находился костел.
Но серьезной перестройки стены подверглись уже в 18 веке. Когда были переложены подкупольные столбы и срублены фасады на полуколоннах и частично заложены древние окна. Храм был разорен и французской и впоследствии немецкой армией.
Реставрация началась лишь в середине 70-х годов, когда его облику постарались придать по возможности максимально приближенный к первоначальному облик. Сейчас этот классический одноглавый, четырехстолпный храм, так же сложенный из кирпича византийского образца на известковом растворе, менее всего похож на своих двух предыдущих собратьев.
А возраст его лучше всего угадывается лишь с восточной стороны, где лучше всего сохранилась внешняя стена.
После "проезда" по всем трем смоленским изюминкам, решено было продолжить дальнейшее знакомство с церковной и не только, архитектурой города.
Следующая остановка, Крестовоздвиженская церковь на Новомосковской улице.
Расположена она довольно удаленно от центра, на противоположной стороне Днепра, но видна с многих точек города. Здесь перед нами предстает уже более молодой представитель. Это барочное зеленоватое великолепие появилось в 18 веке. С помощью трапезной храм соединен с колокольней.
Стены сейчас выглядят слегка обшарпанными, внутрь не попасть, так как храм не действующий, все двери заколочены, и подходы к ним основательно заросли крапивой.
Особенно выигрышно весь ансамбль смотрится именно с другого берега реки. Зато с площадки открывается замечательный вид на крепостные стены и Успенский собор.
Рядом, в зарослях бурьяна, был обнаружен столбик, указывающий на место когда то проходившей здесь старой смоленской дороги.
Любоваться видами на город мы продолжили у так называемого цепного, Центрального моста.
С него же открывается панорама на северный, центровой участок крепостной стены,
Набережная вдоль нее сейчас в процессе благоустройства, совсем скоро здесь будет еще один приятный уголок города, и можно будет совершать неспешные прогулки вдоль реки, любуясь окрестными просторами.
Соборная гора и красавец , Успенский Собор отсюда снова как на ладони.
Впрочем, слева от моста, нам открывается весь этот участок стены целиком.
Этот сохранившийся до наших дней участок самый короткий, но близость к реке делает его, наверное, самым популярным и "открыточным".
Взору нашему предстают и три башни. Самая западная, Пятницкая, в 1812 году она была взорвана во время отступления наполеоновской армии и отстроена заново в стиле ампир. Долгое время в ней находилась церковь Тихона Задонского, бывшая тюремная. А сейчас расположен ресторан под названием "Смоленская крепость" и музей…водки.
Одигитриевская церковь у Днепровских ворот, расположена собственно в самих воротах. Когда то в ней хранилась икона Смоленской богоматери. После Великой Отечественной войны проезд через ворота был закрыт. Но церковь, тем не менее, продолжает замечательно просматриваться с обеих сторон Днепра.
Самая отдаленная, выше по Днепру, Волкова башня, а еще выше находится Костыревская, разобранная из-за ветхости еще в 1833 году и позднее восстановленная как "стилизация".
Можно разглядеть кое-какие сохранившиеся останки от старого моста, ведущего к Днепровским воротам.
"Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои…"
Воды этой великой реки, описываемой великим Николай Васильевичем, на смоленской земле, выглядят совсем и далеко неполными и мчатся они все больше через районы и кварталы шумного города.
Тут же рядышком, все на той же Заднепровской стороне находится еще одно барочное чудо, взглянуть на которое я бы непременно рекомендовала.
Двухэтажная Никольская церковь расположена неподалеку от моста, на улице под названием Ново-Ленинградская.
Построена была в 1748 году на пожертвования купца Федора Щедрина. Вот уж по истине, соответствующая фамилия получается. Верхний храм был освящен во имя святителя Николая чудотворца, внизу приделы – во имя Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святого мученика Меркурия. В 19 веке по проекту архитектора Богданова был достроен еще один придел и крыльцо, ведущее на второй этаж в трапезную.
Фасад храма украшен по богатому. Белоснежные фигурные ниши, наличники, карнизы отлично сочетаются с красными стенами. В небольшой период после революции с 1925 по 1927 годы этот храм был кафедральным собором города, после чего был закрыт. Во время войны здание, как и большинство других, сильно пострадало, но также было восстановлено и в 1996 году передано смоленской епархии. Сейчас здесь расположена православная гимназия и действует гимназическая церковь святого Николая Чудотворца.
Рядом с церковью находится каменная надвратная колокольня, построенная чуть позднее, в 1776 году. Оба строения находились за одной каменной оградой, к сожалению до наших дней не сохранившейся.
Да и само здание колокольни пребывает сейчас не в лучшем виде.
Правда, довольно не плохо просматривается со стороны улицы Беляева, вкупе с крохотной часовенкой Николая чудотворца, построенной в 1901 году в псевдорусском стиле.
Ну и наконец-то настало время для покорения еще одного, последнего, но, тем не менее, самого длинного и самого хорошо сохранившегося участка стены, юго-восточного, обозревать который удобней всего со стороны улицы Тимирязева.
Примечателен он еще и тем, что проходит по краю живописного оврага среди деревенской застройки. Кроме того, у башни Орел, можно подняться на саму стену, и прогуляться на участке от Авраамиевской воротной башни до Веселухи. Все башни с этой стороны, а их не много не мало, здесь целых пять штук, вроде как считаются заброшенными. Причем настолько, что видимо грязь из этих мест не выгребали еще со времен самой постройки крепости.
Наверное, это единственно место, до такой степени забытое и загаженное, и, тем не менее, имеющее самое непосредственное отношение к основным достопримечательностям города.
Как говорится, масла (в нашем случае грязи) в огонь самым прямым образом добавил пожар в башне Орел, случившийся сравнительно недавно. Но почему то восстанавливать столь популярное у туристов и единственное, где можно взобраться на стену место, не спешат...
Несмотря на то, что стены далее на восток, выглядят местами обновленными.
Правда, вся эта далеко не радужная картинка, с лихвой окупается после преодоления многочисленных, усыпанных мусором ступенек. Вот такая красота предстала нам с верхней площадки. Думаю, что перечислять все объекты в больше или меньшей степени значительные и важные, уже нет смысла. Виды практически все уже нами узнаваемые и не раз мелькали на предыдущих страницах этого длинного рассказа.
Погода между тем начала разгуливаться, но мысли наши были уже на другом конце города, пора было наконец-то полюбоваться и художественными шедеврами.
Поэтому, мельком глянули на укутанный в лесах Спасо-Преображенский собор Авраамиевого монастыря и оставшуюся часть стены, проходящую вдоль улицы Жукова.
Заострили ненадолго внимание на Никольской башне, являющейся проездной. В стене возле башни в начале 1900-х годов была пробита арка, через которую с 1901 года ходил трамвай , снятый лишь только в начале 2000-х.
В самой башне сейчас расположен музей "Смоленский лен".
А позади находится небольшой мемориальный парк с часовней Георгия Победоносца, посвященный войне в Афганистане.
Итак, как вы уже, наверное, догадались, Художественная галерея, что на улице Коммунистическая, была нами оставлена на закуску. И десерт, надо сказать, оказался, что надо. Билет на фотосъемку я не покупала, как-то нет привычки фотографировать картины. А вот, что здание галереи само по себе шедевр, как-то упустила. Но, тем не менее, шикарную кованую лестницу, не устояла, подпольно, но засняла.
А вот Татьяна не устояла в самом прямом смысле и в одетых на каблуки бахилах, решила прокатиться по и так скользким ступеням, которые вкупе с голубыми бахилами на ногах становятся действительно опасными.
Все, слава богу, закончилось благополучно, отделалась всего лишь небольшой ссадиной. Но, очухавшись, уже на улице, "Остапа слегла понесло"…. Ребенка посетила мысля, почему бы пойти и не потребовать обратно в качестве компенсации, потраченные 50 р. за льготный билет, видимо вспомнив после падения, что в Москве во все подобные музеи, вход при предъявлении студенческого с печатью МАРХИ всегда становится бесплатным. Но мы не в Москве и тем паче не в Америке, где в суде можно выиграть процесс, облившись макдаковским кофеем ). Да и возвращенных рублей с трудом даже на кусочек пластыря хватило бы. Поэтому, надевая бахилы будем бдительны и не теряем голову от обилия увиденных шедевров.
А ведь коллекция, действительно, потрясает. Здесь и Тропинин, и Куинджи и необычный, совсем ни разу не морской пейзаж Айвазовского под названием "Зимний обоз в пути» и передвижники представлены в богатом ассортименте. И.Е.Репин, В.И.Суриков, К.А.Савицкий, К.В.Лемох, И.И.Шишкин, Ф.А.Васильев. Также и Серов, и Коровин, и Врубель присутствуют. Богатая коллекция советского искусства. Наверное, в какой-то степени удивляет обширная коллекция произведений западноевропейских художников. Итальянцы, Нидерландцы, Фламандцы периода расцвета. А имена многих авторов, таких как Бернардо Строцци, Джованни Пеллегрини, Симон Лютихейс, Ян Асселейн, не часто повстречаешь в подобном провинциальном музее.
Одним словом, времени, выделенного на посещение одного единственного музея, ни сколечко не жалко!
Тем не менее, время начинало потихоньку поджимать, день за просмотром всяких разных интересностей в конце-концов незаметно, но перевалил за полуденную отметку.
Но не посетить еще одно довольно знаменитое место в окрестностях города было, мягко говоря, не совсем правильно.
|