В этот живописный городок, раскинувшийся на крутых берегах реки-Оки, поездка была запланирована уже давно, но непременным временным условием его посещения должна была стать пора золотой осени. Как-то пару годков назад одним золотоосенним деньком мы побывали в Поленово, что совсем недалеко от Тарусы, при условии, правда, если добираться до города из усадьбы вплавь, и, конечно же, с помощью комфортного и желательно скоростного плавсредства.
На машине же получался приличный круг, и в нашу тогдашнюю однодневную поездку Таруса совсем не вписывалась.
С тех пор, как только первые пожелтевшие листочки начинали заводить хоровод в своем предзимнем прощальном карнавале, а воздух все больше и больше наполнялся ароматом пряной листвы, я начинала активно шерстить интернет на предмет тихой душевной вылазки в живописящее местечко желательно подальше от крупных городов-мегаполисов. Местечко это, кроме всего прочего, должно идеально подходить под вылазку, ограниченную максимум двумя выходными днями, и в идеале с хорошей, насколько это возможно в это время года, максимально не промозглой погодой.
Первые выходные октября в этом году обещались быть на удивление солнечными и теплыми. Все погодные сайты наперебой верещали об очередном наступлении бабьего лета, поэтому недолго думая, я за несколько дней до этих самых выходных, решила хватать по максимуму, и погоду и жилье.
Несмотря на то, что Таруса, в общем то, город не слишком отдаленный от Москвы, всего то 130 км, которые для бешеной коровы нашего семейства не то, что крюком, закорючкой не назовешь, решено было ехать непременно с ночевкой, так сказать, с чувством, толком, с запасом времени на неспешные прогулки по этому удивительно живописному городку.
Позвонив, наверное, в одну из популярных, если не в самую популярную, судя по многочисленным отзывам и рейтингам, ночлежку города под одноименным и незамысловатым названием, гостиница "Таруса", весьма и весьма, кстати приличную с виду и отличного месторасположения, я была немало удивлена, когда в начале недели мест на ближайшие выходные в ней не оказалось. Видимо, не одна я такая на свете, мониторю погодные сайты).
Городок, правда, хоть и маленький, но удаленький, и кроме вышеозвученного места проживания, имеет еще несколько. Из всего оставшегося богатства, выбор пал на пансионат под названием "Якорь". Честно признаться, приставка "пансионат", от которой веет чем-то советско-санаторным, поначалу немного смущала и напрягала, но на деле все оказалось гораздо проще.
Несколько довольно приличных корпусов с рестораном на сравнительно большой огороженной территории, раскинулись на крутом берегу Оки. В натуре, все соответствует картинкам с сайта, http://tarusa-yakor.ru
В наличии и бильярд, и сауна, и массажный кабинет имеются. И вроде как дискотЭки по вечерам проводятся , а днем досуг можно экскурсионкой заполнить. В общем, все как положено и принято в приличном пансионате (ну, во всяком случае, как мне кажется, что так должно быть, так как на подобного рода отдыхе приходилось бывать в последний раз еще во времена студенчества и было это давно и неправда!).
Вход в каждый номер отдельно, с улицы. Конечно, евроремонтом внутри не блещет, но на одну ночь выше крыши, как говориться.
В какой то степени, с беглого взгляда, вся картинка чем-то отдаленно напоминает курортный такой отельчик, для полноты картинки лишь бассейна посреди двора не хватает, да температурного градуса эдак так на 15-20 повыше.
Зато горячая вода и отопление в номере исправно работающие, а из остальных благ цивилизации телевизор, и wi-fi, дотягивающий из ближайшего кафе, наличествуют.
Завтрак за отдельную плату стоимостью 250 рэ. с носа, комплексный, заказывать нужно заранее. Мы, не озаботившиеся с вечера, утром предпочли перекусить в кафе-столовой "Ока", что тоже совсем рядом на набережной.
И вот такой вид открывается нам из окна.
А это местный сторож
Мирно похрапывающий на ступеньках.
Итак, приволокясь на кануне вечером в пятницу домой после фестиваля "Света", и покидав незамысловатый скарб в сумку, мы утряхнулись спать. С утра же, даже не выглянув в окно, быстро дособирав вещички, и выпроводив детей на занятия, в приподнятом настроении с предвкушением предстоящего путешествия, вывалившись из подъезда, перед глазами, мягко, говоря, предстал не совсем радужный пейзаж. Хмурые тучи, накрапывающий дождик, и никакого намека на обещанное лето с 17-ю градусами жары ).
Первая мыслЯ, посетившая меня в этот момент : "хорошо, что хоть догадалась в последний момент кинуть зонт в сумку, и нацепить вместо туфель полусапожки."...
Вторая мысля (под грохотание не на шутку разыгравшегося дождя): "И куда мы, дебилы, премся в такую погоду??? )", посетила меня в районе съезда на Симферопольское шоссе, когда мы втюхались в пробку среди таких же, видимо, как и мы поддавшихся на радужные обещания синоптиков, дачников, выдвинувшихся словить последние теплые деньки и доделать все приусадебные дела в этом году. Правда, мыслю сию озвучивать Лешке я не решилась, и глядя в затуманенное тучами серое небо, с робкой надежной в голосе, и собрав все остатки оптимизма, на протяжении всей пробки пыталась периодически пропагандировать что-то типа того, что мол пока мы до Калужской области доберемся, все успеет развеяться стописят раз…Не веря своим словам наверное ни на йоту. Правда, при подъезде к Серпухову, облака действительно, каким то расчудесным образом слегка рассеялись, дождь прекратился, и даже кое-где на небе редкие намеки на просветление образовываться стали. И в славную Тарусу мы въехали пусть и без солнечного сопровождения, но, по крайней мере, не мокрого. Правда, та самая дождевая туча, из Москвы, как стало ясно позднее, все же нагнала нас во время прогулки по городу.
В общем, заселившись, и включив в мозгах в очередной раз заклинание, "что у природы нет плохой погоды", выдвинулись на прогулку.
Несмотря на нависшие серые тучи, тарусские просторы и крутые берега Оки, наверное, прекрасны и живописны в любое время и при любой погоде.
Ведь недаром земли эти так притягательны. И манят своими красотами во все времена поэтов, художников, писателей…
Думаю, расписывать в очередной раз всю "биографию" этих мест нет надобности. Такие фамилии как Паустовский, Поленов, Цветаева, Борисов –Мусатов… давно и прочно связаны с названием Таруса.
А сейчас на прекрасной тарусской набережной почти всех их, увековеченных в камне, можно здесь повстречать.
Совсем рядом с рестораном "Якорь", и кафе-столовой "Ока", славящейся своими низкими ценами, брутальной советской атмосферой и открытой верандой, находится памятник Константину Паустовскому. Писатель изображен с собачкой очень душевно и атмосферно.
Пройдя чуть дальше, мы подошли к сравнительно новому постаменту, появившемуся здесь в 2013 году. Это памятник поэтессе, Бэлле Ахмадулиной, любившей отдыхать в этих краях и посвятившей им не одни строки. Автором его является муж поэтессы, художник Борис Мессерер.
Композиция смотрится очень поэтично и расположен памятник в очень удачном месте, с которого открываются красивейшие виды на Оку.
Вокруг живность разная тарусская бегает, на радость туристам.
Спокойно расположившийся на дорожке рыжий котяра
был вскоре запримечен таким же до этого спокойно восседающим с вопрошающим взглядом, бобиком…
Заметив к себе нездоровый интерес, рыжий животинка среагировал немедленно, в мгновение оккупировав близлежащее дерево. Пес не успел не то, что приблизиться, а глазом не моргнуть, как его потенциальная жертва, оказалась на безопасном расстоянии.
Все попытки отвлечь бобика успехом не увенчались, и он так и продолжил терпеливо сторожить свою жертву, удобно расположившуюся к этому времени на кронах дерева.
Между тем, вскоре нами был обнаружен еще один подвид из семейства кошачьих, спустившийся с еще одного дерева в поисках вкусняшки, и не прочь приласкаться к прохожим.
Неподалеку от Петропавловского собора, также на краю высокого обрыва, на живописной набережной находится памятник Марине Цветаевой, авторства все того же Бориса Мессерера, и не без участия Бэллы Ахмадулиной, открытый в 2006 году. Сейчас возле него в памятные даты проводятся цветаевские чтения, привлекающие в эти места поэтов со всего мира.
Наше знакомство с жизнью поэтессы и ее семьи началось еще в Москве, в музее-квартире, что в Борисоглебском переулке, куда чета Цветаева-Эфрон поселилась в 1914 году и прожила до 1922 года. Тогда же удалось узнать о нелегкой, и не однозначной судьбе поэтессы, о многих ее жизненных перипетиях.
http://www.otzyv.ru/read.php?id=151037
Не менее памятным местом, связанным с Цветаевыми, является и Таруса.
Сюда, еще в 1891 голу впервые приехали родители Марины, Иван Владимирович (являвшийся основателем нынешнего музея изобразительных искусств имени Пушкина) и Мария Александровна. А оказались они здесь не случайно, а благодаря двоюродной сестре Ивана Владимировича – Е.А. Добротворской, бывшей замужем за тарусским земским врачом.
В Тарусе Цветаевых называли первыми дачниками. После их приезда в эти удивительные места потянулись и другие москвичи. Поначалу Цветаевы жили в доме Бутурлиных- имении Игнатовых, недалеко от Тарусы, а после рождения Марины в 1892 году сняли в долгосрочную аренду городскую дачу под названием «Песочное», куда приезжали долгие годы. До наших дней этот дом, к сожалению, не сохранился.
Марина практически с грудного возраста проводила все летА в Тарусе. Частенько бывали они в доме своих родственников, Добротворских.
Еще один "цветаевский" адрес, так называемый дом "Тьо", купленный в 1899 году дедом Марины по материнской линии, А.Д.Мейном. После его смерти в доме проживала его вторая жена, которую малолетние Марина и ее сестра Ася прозвали «Тьо». Прозвище это со временем перешло и на дом.
N054 43.858, E037 10.522
В этом доме Марина и Анастасия жили во время зимних приездов в Тарусу, а их отец, проживал с 1903 по 1912 годы. Сейчас здесь находится мемориальный музей семьи, в который мы, почему то, не зашли. Видимо, в этот раз было не нужно. Запечатлели мельком, по пути на кладбище, направляясь к могилам Паустовского и старшей дочери Марины, Ариадны, которая провела здесь последние годы своей жизни.
Но вернемся на набережную.
Пройдя по ее живописным тропинкам, мы свернули на главную площадь, имени, конечно же, Ленина.
Тут и памятник вождю рядом со зданием администрации, и собор Петра и Павла во всей красе.
Построен он был на средства Екатерины II в 1790 году. А проектировал его архитектор Иван Денисович Ясныгин. Собор был задуман с трехъярусной колокольней. Восьмигранный купол над четвериком украшали арочные окна. В начале тридцатых годов храм был закрыт. А в 1936 году здание перестроили под Дом Пионеров. Вновь он был открыт лишь в 1998 году.
Рядом с собором находится Тарусская картинная галерея.
Возникла она в 1963 году на общественных началах и размещалась несколько лет в здании бывшего дома Пионеров и бывшей трапезной собора. В 1970 году она переехала в собственное здание, построенное рядом с храмом. В галерее несколько залов, постоянно проводятся выставки. Основную экспозицию представляют работы В. Д. Поленова, И. К. Айвазовского, В. Э. Борисова-Мусатова, В. А. Ватагина.
Большой вклад в создание музея внес ученый – агроном Н. П. Ракицкий, поселившийся в Тарусе в 1926 году и подаривший галерее свыше 200 экспонатов, включающих и живописные полотна, и художественные изделия из фарфора, фаянса и стекла. Также большое количество собственных работ передал галерее и художник-анималист В. А. Ватагин. К сожалению, на ее осмотр, времени у нас уже не хватило.
Неподалеку от площади и памятника Ленину, находится памятник тарусянам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Он представляет собой металлический штык, увенчанный лавровой ветвью и алой лентой, и возвышается над рекой Окой. Здесь же находится стела с именами пяти местных жителей, удостоенных звания «Герой Советского Союза»
Рядом с ней еще один памятник-бюст, возведенный в честь Героя России, уроженца этого города, Михаила Григорьевича Ефремова. В первые военные годы он был командующим 21-й, а затем 33-й армии, руководил освобождением от немецко-фашистских захватчиков Наро-Фоминска, Боровска, Вереи. В апреле 1942 года во время боев в Смоленской области генерал-лейтенант оказался в окружении, получил тяжелое ранение и, не желая попасть в плен, застрелился. Вот такая история…
По уютным и живописным осенним тарусским улочкам, запечатлевая по пути местную живность, деревянные, старые домишки и их жителей, мы потопали на старое городское кладбище.
Ведет на него улица Розы Люксембург, которая упирается прямо в главные ворота и вход.
N054 44.043, E037 10.146
Оказавшись на небольшой импровизированной парковке для машин, мы свернули направо, и, пройдя краем оврага, вышли к берегу еще одной речки, под названием Таруса, в которой очень любил рыбачить и купаться К. Г. Паустовский.
На краю обрыва пара боХатых, новодельных могил.
Пройдя по тропинке дальше, и взобравшись на горку, вскоре мы оказались у захоронений третьей жены Константина Георгиевича, Татьяны и их младшего сына, Алексея, художника, умершего совсем молодым.
Чуть дальше находится могила Ариадны Эфрон, старшей дочери Марины Цветаевой.
Не заметить ее трудно. Надгробие украшает огромный серый памятник в форме камня работы скульптора П. И. Бондаренко.
Рядом с Ариадной Сергеевной покоится ее преданная подруга А. А. Федерольф- Шкодина, проживавшая с ней в Тарусе последние годы. Дом Ариадны находился на улице Ефремова, на участке, принадлежавшем Валерии Ивановне Цветаевой – сводной сестре Марии Ивановны.
На месте дома Валерии Ивановны сейчас находится уже другое строение.
В. И. Цветаева построила свой дом в этих местах в 1930-х годах. На участке она разводила редкие сорта цветов, состоявшие на учете в Ботаническом саду Академии наук СССР. И прожила в тарусском доме более 30 лет.
Обрела известность Валерия Ивановна благодаря танцам. Она, увлекшись ими в довольно зрелом возрасте, была ученицей Айседоры Дункан, затем организовала и руководила в Москве Государственными курсами «Искусство движения».
Именно Валерия Ивановна пригласила в Тарусу свою племянницу Ариадну приехавшую в эти места впервые в 1956 году. И уступила часть своей территории племяннице, благодаря чему вскоре рядом с домом тети появился еще один дом, облик которого был впоследствии изменен новыми хозяевами. В этом доме Ариадна Сергеевна провела со своей подругой Шкодиной последние, спокойные, годы жизни. Здесь она занималась подготовкой к изданию стихов и прозы матери и работала над переводами. Могила Константина Георгиевича находится чуть поодаль, на краю обрыва в живописных березках. Все очень и очень просто, большой деревянный крест и камень с уже стершившимися надписями. Сбоку, видимо недавно возведенная, памятная доска.
Умер писатель в Москве в 1968 году. Но по завещанию был похоронен на этом кладбище. Причем место, где находится эта скромная могила, было выбрано им самим…
На обратном пути с погоста мы завернули к дому писателя на улицу Пролетарская 2, где сейчас находится его музей.
N054 43.986, E037 10.427
Посещение только в составе группы, от пяти человек, экскурсии проводятся раз в час. Ждать довольно продолжительное время и пребывать в неизвестности, наберется ли нужное количество народу, мы не стали. Побродили по уютному участку, на пороге нас встретила местная котейка, играющая в забавную игру под названием "Кошки-мышки". Первая явно оказалась победительницей.
Приусадебный участок Паустовского, несмотря на второй осенний месяц, прямо таки утопает в разноцветии. Тут и позднеосенние многолетники и кустарники-деревья какие то необычайно красивые, доцветают розы и флоксы, ослепляет своими багряными листьями барбарис.
А внизу, с края обрыва открывается вид на бурлящие потоки речки Таруса.
Константин Георгиевич проживал в Тарусе с 1955 по 1968 годы. Здесь им были написаны повести «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», главы из книги о тайнах литературного творчества «Золотая роза», и многие многие другие рассказы.
В начале 1960-х годов этот дом являлся центром литературно-художественной жизни Тарусы. В нем родился замысел создания альманаха «Тарусские страницы», который был выпущен в 1961 году Калужским издательством. В него вошли произведения К. Паустовского, М. Цветаевой, В. Корнилова, Ю. Казакова, Б. Окуджавы, Н. Заболоцкого. Конечно же, одним из инициаторов и составителей «Тарусских страниц» был К. Г. Паустовский. Альманах в те годы встретил неприятие властей, и часть тиража была уничтожена, в то время как сохранившиеся книги обрели огромнейшую популярность
Немало сделал Константин Георгиевич и для благоустройства города. Благодаря ему, в Тарусе был проведен водопровод, асфальтированы дороги, налажено постоянное электроснабжение.
Выйдя из музея мы, под накрапывающий дождик, направились дальше, наивно полагая, что небесные силы все же сжалятся над нами. Но видимо, не в этот раз. Дождь, только усиливался, ну а мы уже порядком промокшие добрели-таки до еще одного интересного места.
На улице Карла Либкнехта (ох уж, эти революционные тарусские названия! ), не выговорить, не написать ), находятся два дома, под номерами № 27 и 29. Оба они хранят память о художнике Николае Петровиче Крымове, приезжавшего в Тарусу каждое лето, начиная с 1928 года.
Сначала он селился у скульптора и художника В. А. Ватагина. Затем, в 30-х годах, снимал дачу на улице Каляева. А потом обосновался сначала в доме 27 по улице К. Либкнехта, а позднее – в доме 29 по этой же улице напротив. Именно здесь художник провел самый длительный период времени, целых 18 лет. Большинство его картин было создано именно на основе тарусских пейзажей.
Рядом вот такой большой живописный овраг
И снова местная бобочка.
Чуть дальше по этой же улице находится дом № 36, в котором жил поэт Н. А. Заболоцкий. И если бы не мемориальная доска, догадаться о его проживании в этом доме мы навряд ли смогли бы.
Дом известного поэта пребывает, мягко говоря, в удручающе-заброшенном состоянии, кругом кучи мусора, веранда завалена каким-то хламом, покосившийся старый забор вокруг.
Николай Алексеевич приехал в Тарусу незадолго до смерти, в 1957 году. В этом доме он провел два последних лета своей жизни. Здесь ему очень хорошо работалось. Именно в Тарусе им были написаны его лучшие стихи.
Еще один интересный дом, связанный уже с фамилией Цветаевых, находится на улице Ленина ,вот с такими самобытными табличками.
В доме под № 29 проживала семья Добротворских, Елены Александровны – двоюродной тети Марии по отцовской линии и ее мужа – Ивана Зиновьевича.
Этому деревянному строению с резными наличниками и мезонином уже больше ста лет.
Супруги Добротворские купили его в конце 19 века.
Иван Зиновьевич сначала был земским врачом в Тарусе, затем стал главным врачом тарусской больницы. И пользовался большим уважением в городе и его окрестностях.
В этом доме очень любили гостить сестры Марина и Анастасия Цветаевы и считали его практически родным.
Улица Ленина, как не трудно догадаться, выводит нас на одноименную площадь, опустевшую после начавшегося дождя.
Ну а мы, слегка переждав под каким то навесом не на шутку разошедшийся дождик, побрели снова на набережную, задумываясь, где бы провести остаток дня без сильного ущерба для здоровья.
Пока думали, дождь в конце-концов прекратился, и мы, уже чуть было не завернувшие в кафешку с романтическим названием "Парус", очень удачно и судя по всему совсем недавно расположившуюся на берегу Оки, все же решаем добрести не на долго до Вокресенского собора и спуститься к памятному цветаевскому камню.
Речку после дождя стал накрывать туман, ну а мы по устланной желтоосенним ковровым покрытием тропинке, поднялись на еще одно живописящее место, к Воскресенскому храму на одноименную горку.
N054 43.486, E037 11.254
Храм Воскресения Христова, очень древний, и, наверное, является даже самым древним сооружение города. Построен он был в 1654 году.
Гора в этом месте отделена от центра города глубоким Игумновым оврагом. В древности здесь находилось село Воскресенское, которое не раз подвергалось разорению татарами. В середине 16 века некий дьяк Григорий Ларионов построил здесь мужской монастырь в честь святителя Петра, митрополита Московского. Но в начале 17 века обитель опустела, а ее деревянная церковь обветшала. И вместо нее был построен этот, ныне существующий каменный храм, который, правда, за все годы своего существования неоднократно перестраивался.
Во времена советской власти храм был закрыт, в нем находились и балетная труппа, и зерносклад с пекарней. В конце 80-х он был вновь передан церкви, а вначале 90-х была вновь выстроена колокольня, возведен купол. В этом же храме отпевали мать Марины и Анастасии Цветаевых. Раньше рядом находилось большое кладбище, не уцелевшее до наших дней. Но в память обо всех тех, кто здесь когда-то был похоронен, на краю горы над обрывом был установлен каменный крест работы скульптора А. Камелина.
N054 43.468, E037 11.387
Виды с этого места открываются потрясающие. Красавица Ока, обрамленная крутыми пожелтевшими берегами не оставляет равнодушным всякого, поднявшегося к этому месту.
Дл самых самых неспешных романтиков даже скамейка имеется.
Но нас уже ждали!).
Чтобы сопроводить дальше, к памятному камню…
|