Проходящая в этом году программа, приуроченная к дням культурного наследия, можно сказать, проходит в штатном, плановом режиме. Апрель на этот год ознаменовался посещением двух, весьма интересных объектов, попадание в которые в обычное время весьма затруднительно и я бы даже сказала вовсе невозможно без очень веской на то причины.
В середине месяца удалось "словить запись" в бывшее коммерческое училище Цесаревича Алексея, нынче являющееся Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова.
А в конце - попасть по предварительной записи на еще один, но уже посольский объект.
Таким образом, пополнив копилку: http://www.pirozhkova.ru/publ/moskva/malenkij_zamok_odnogo_izvestnogo_arkhitektora/6-1-0-304
http://www.pirozhkova.ru/publ/moskva/osobnjak_derozhinskoj_ili_moskovskoe_pristanishhe_avstralijskogo_posla/6-1-0-197
http://www.pirozhkova.ru/publ/moskva/kusochek_solnechnogo_kipra_ili_usadba_kazakova_dunker_cetlina_na_povarskoj/6-1-0-139
посольских особняков зданием на Поварской улице под номером № 7, где в бывшей усадьбе текстильного фабриканта Грачева располагается сейчас посольство суровой страны под названием Норвегия.
Запись в этом году проходила на небезызвестном сайте проекта "Выход в город", но весьма, я бы сказала, нетривиальным способом.
Никаких разделений на объекты, как было ранее, на сей раз не произошло. Чтобы подать заявку, нужно было прорваться через многочисленные зависания и технические сбои на сайте, к одной единственной заветной кнопочке, и после многочисленных обновлений, проникнув таки на страничку с формой записи, заполнить форму с пожеланием (указанием) места, куда бы хотелось попасть. В назначенный час икс, когда многотысячная толпа жаждущих совсем не хлеба, а зрелищ заморских, ринувшись атаковать кнопку, конечно же привела к сбою всех систем и серверов. Мне, тем не менее, каким-то расчудесным волшебным образом удалось в первые десять минут прорвать блокаду и, не мудрствуя я в своих пожеланиях указала, как мне кажется, объект средней степени "хотелок", не замахиваясь на суперпопулярные Спасо-Хаус или Великобританию.
И буквально за пару дней до экскурсии мою хотелочку благополучно подтвердили телефонным звонком.
Поварская улица, как известно, кишмя кишит самыми разными особняками, строениями и просто красивыми зданиями, в большинстве своем выстроенными в стиле модерн.
Но место это, находящееся в пешей доступности от Кремля, конечно же, известно с более давних времен, когда в 17 веке здесь находилась так называемая Царская слобода и в окрестностях жили работники царской кухни. Ведь и названия прилегающих переулков, таких, как Скатертный, Столовый, Хлебный, Ножовый… вылились именно из тех самых времен.
На протяжении же следующих пары веков, 18 и 19-го на Поварской жили представители довольно знатных и аристократических семейств….Деревянные дома, частично сгоревшие в пожарах, заменялись каменными, на смену приходили и новые владельцы.
Таким образом, сегодняшнее наше направление - смешение, если не всех, то самых красивых, на мой взгляд, стилей, от барокко с ренессансом до классицизма, называемое в архитектуре эклектикой.
Дом, в котором нынче находится посольство Норвегии, в конце 19 века был приобретен текстильным фабрикантом и почетным гражданином Москвы, Митрофаном Семеновичем Грачевым. При нем усадебный комплекс, состоящий из двух зданий, был перестроен в один, роскошный дворец. А помогли ему в этом не легком деле архитекторы П.П.Зыков и Г.А. Кайзер, предав небольшому кусочку улицы характерные черты московской эклектики. И очень удачно и гармонично сумевшие объединить под одной крышей элементы множества разных стилей из разных эпох. Следуя по внутренним помещениям, нам удалось окунуться и в барокко, и в ренессанс, и в рококо, и в неоклассицизм.
Не менее красиво выглядит здание и снаружи. Главный фасад украшает медальон с вензелем хозяина в виде букв МСГ ( Митрофан Семенович Грачев).
Личность сия весьма незаурядная. И, несмотря на принадлежность к известному купеческому роду, происхождение состояния Митрофана Семеновича до конца не выяснено. А посему вокруг имени крутятся, конечно же, многочисленные легенды. Основные версии которых тесно связаны с картами и игральным бизнесом.
Считается, что еще одно бывшее его владение, усадьба в Ховрино под названием Грачевка, некое Монте-Карло, находящееся на севере Москвы, было приобретено за счет выигрышей на игре в карты и рулетку в одном из самых дорогих казино Монте-Карло.
" В молодости Митрофан Семенович служил приказчиком у богатого помещика, бравшего его с собой в заграничные поездки. Однажды в знаменитом игорном доме в Монте-Карло он выиграл целое состояние, после чего его жизнь круто изменилась. В память об этом событии он построил в Ховрино дом - копию того казино в Монте-Карло, где ему улыбнулась удача".
Дом, построенный небезызвестным Львом Кекушевым, конечно же, поражает своей сказочностью, как впрочем и другие, не менее известные произведения этого талантливейшего мастера модерна.
Что же касается личности Митрофана Семеновича, был он весьма богат, занимался благотворительностью, состоял почетным членом советов двух детских приютов - Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны и принца П.Г. Ольденбургского.
Но вернемся к нашему сегодняшнему адресу на Поварской.
После смерти хозяина в 1899 году, дом вплоть до революции принадлежал его семье. Затем был национализирован, в 20-х годах прошлого века здание использовалось в качестве лазарета для пленных немцев. Затем вплоть до войны 1941 года в нем располагались сотрудники посольства Германии, а Норвежское посольство обосновалось в стенах этого роскошного особняка в 1944 году, когда во время Великой Отечественной, с государством Норвегия были возобновлены дипломатические отношения. Тогдашний посол Рольф Андворд заключил договор об аренде усадьбы. Норвежские власти, что закономерно, приняли на себя обязательства по содержанию усадьбы, естественно с учетом пожеланий советских, а затем российский властей.
На протяжении этого долгого времени, многое менялось и видоизменялось и в облике здания и в отношениях между нашими странами.
Был период, когда норвежские сотрудники не только работали в этих стенах, но и жили вместе с семьями. Случались здесь и драматические скандалы во времена холодной войны. Был период, когда здание находилось в упадке, а Оскар Гундерсен в 1958 году назвал этот, нынче роскошный дворец, "развалиной с рассохшимся паркетом" и плохими санитарными условиями. Были проблемы и с отоплением. Столь большие помещения в холодные дни было трудно отапливать, и находиться в них можно было лишь в шубах. В хрущевские времена усадьба была вовсе под угрозой сноса, когда по приказу Никиты Сергеевича в районе массово разрушали старые здания ради прокладки новой магистрали в виде Калининского проспекта. Тем не менее, усадьбу, как и находящуюся поблизости церковь Симеона Столпника, удалось отстоять благодаря протестам общественности и влиянию известного художника Ильи Глазунова.
Сейчас, после сравнительно недавнего ремонта, проведенного в 2008 году, вся красота предстает перед нами в своем роскошестве и великолепии.
Ведь недаром на фасаде дома красуется табличка: "дом образцового содержания".
Театр, как известно, начинается с вешалки, мы же начинаем знакомство с внутренними интерьерами с великолепнейшего роскошного зеркала, сделать селфи в отражении которого спешит буквально каждый экскурсант нашей многочисленной группы.
Через парадный вход мы попадаем к не менее роскошной мраморной лестнице, ведущей на второй этаж, по которой поднимаемся в окружении старинных скульптур, сохранившихся с прежних времен.
Второй этаж встречает нас вот такой красотой…
Великолепного бального зеркального зала.
Главное украшение потолка - огромный плафон, по углам которого бывший хозяин повелел изобразить свою монограмму в виде буковки "Г".
Кругом все сверкает позолотой, отражаясь в огромных боковых зеркалах.
Конечно же, не оставляет равнодушным и обилие лепнины на стенах и потолке.
Сейчас этот зал, как не трудно догадаться, используется для приемов. На Рождество после ужина здесь устраиваются балы.
А вот на этом рояле когда-то играл сам Сергей Прокофьев, частенько бывавший в гостях у посла Андворда.
Известен он и благодаря более современным событиям. После победы на "Евровидении" в 2009 году, на нем играл Александр Рыбак.
Из огромной бальной красоты, буквально с раскрытыми ртами от всего увиденного, мы плавно перетекаем в малый, так называемый, "Зеленый зал" с обилием позолоты, в котором, в первую очередь, взгляд устремляется вверх, где перед нами предстает еще один потолочный плафон, в виде прозрачных облаков под названием "Четыре времени года".
Мебель здесь также самая настоящая, нынче отреставрированная, была оставлена в 1938 году последним генконсулом Норвегии в Архангельске Арнольдом Виклундом, которому пришлось срочно выезжать из страны, чтобы избежать ареста.
Далее перед нами предстает еще одна, уже красная красота под названием "Красный каминный зал".
Стены его украшены графическими работами Эдварда Мунка и Йонсона.
Здесь также присутствует еще одна грачевская монограмма в виде литеры "Г", повторяющаяся в зеркальном отражении.
Ну и, конечно же, главной доминантой здесь выступает роскошный камин в мраморном обрамлении, вполне себе действующий и использующийся по назначению по сей день.
Каминный зал граничит с белоснежной столовой, также использующейся по назначению во время приемов высоких гостей, переговоров, и всевозможных мероприятий.
В соответствии с русской традицией, когда в каждой комнате имелись иконы, здесь находится ниша, центральное место в которой занимает большая икона Олава Харальдссона, святого, крестившего Норвегию.
Этот святой был канонизирован еще до разрыва между Православной и Католической церквями, в 1054 году. В 1028 он обрел убежище у Ярослава Мудрого в Киеве, а затем, вернувшись в Норвегию, был убит в битве при Стиклестаде.
Поэтому икона признается обеими церквями. А была она написана в 2003 году, насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры по просьбе посла.
С балкона открывается вид на внутренний дворик и другие здания, принадлежащие сейчас посольству.
В небольшом летнем садике установлена бронзовая скульптура Кнута Стена под названием "Аврора".
Еще одно общедоступное помещение второго этажа, кабинет посла.
Сейчас он используется в основном в представительских целях. Но личные вещи на рабочем столе присутствуют.
В старинном книжном шкафу собрана довольно разнообразная коллекция. Имеются и русскоязычные экземпляры.
Стены здесь украшают картины разных норвежских художников, присутствует портрет и общелюбимого западом русского классика, Федора Михайловича Достоевского.
И, конечно же, главная красота тут – роскошный камин, украшенный скульптурками. Также действующий и периодически использующийся.
На этой кабинетной ноте наша экскурсия завершилась. Проводила ее уже не раз известная мне по другим вылазкам от проекта "Выход в город", Зоя Дмитриева.
На обратном пути, невозможно пересилить себя, чтобы не сделать еще пару кадров в этих шикарнейших интерьерах и запечатлеться в обрамлении старинного роскошного зеркала…
А какие отражения ждут нас дальше, думаю, узнаем совсем скоро, осталось подождать всего лишь год …
Tripster - экскурсии от местных жителей
Sputnik8 - онлайн-бронирование экскурсий
Vivaster - туры и экскурсии по всему миру
|