В последнее время Московские власти совместно с Мосгортранс радуют нас довольно неординарными городскими праздничными событиями, устраивая парады разных видов наземного транспорта, приуроченные к годовщинам образования этого самого транспорта.
В ноябре 14-го года мы побывали на параде троллейбусов, о чем я докладывала в своем тогдашнем отчете
http://www.otzyv.ru/read.php?id=181881
Мероприятие нам очень понравилось. Поэтому, нынешний день рождения еще одного рогатого транспорта также решено было, во что бы то ни стало посетить.
Поздравить с 116-ой годовщиной, наверное, самый любимый, самый московский вид транспорта мы отправились заблаговременно.
На эту предпасхальную субботу дел было намечено немало, поэтому на Чистопрудном мы обрисовались аж за целый час до официального начала всего мероприятия, которое было назначено на 11 утра. Приехали мы с надеждой, что сможем заранее зафотодокументировать всю трамвайную красоту, в спокойной, малолюдной обстановке.
Задумку удалось осуществить лишь частично, так как заранее на круг возле памятника Грибоедову и станции метро "Чистые пруды" были выставлены только современные экземпляры, причем некоторые, так сказать, еще "гости из будущего".
Ретро-технику, видимо, в целях сохранности банально побоялись выставлять заранее.
Ну а мы, имея в запасе целый час до прибытия основной колонны, успели вдоволь налюбоваться новыми современными творениями.
Вовнутрь удалось проникнуть не всюду. Кто-то не пускал до официального начала праздника, а с кем-то вполне легко удалось договориться.
С самого края бульвара по четной стороне, выставлен еще пока опытный образец, белорусского происхождения под названием "Метелица".
Технические характеристики расписывать не буду, кому интересно, краткая информация есть на информационном пояснительном листе.
Пока это суперсовременное чудо можно увидеть и соответственно протестировать на 17-ом маршруте, где он проходит опытные испытания.
Внутрь агрегата удалось заглянуть уже на обратном пути.
Через многочисленные головы любознательных потенциальных пассажиров удалось все же кое-какие интерьеры запечатлеть.
Еще один испытательный образец, под названием "Просто-Витязь"…
Этот пока еще не решается брать к себе на борт пассажиров.
Зато следующая "Городская Звезда" уже на раз мелькала на улицах города. Лично мы регулярно видим красавца на маршруте в районе Сокола. Курсирует он по 6-му маршруту, одному из старейших в городе, запущенному аж в 1899 году.
В то время он ходил по Петербургскому шоссе, нынешнему Ленинградскому проспекту, от Петровского парка до Брестского, нынешнего Белорусского вокзала. Затем маршрут много раз менялся, полностью отменялся и вводился снова. Более-менее близкий к нынешнему состоянию путь следования он получил в 1944-м и ходил тогда от площади Марины Расковой до Восточного моста, затем был продлен до Братцево.
В 1979 году кольцо возле станции метро «Сокол» было перенесено от метро к пересечению Ленинградского проспекта с улицей Алабяна. Затем в 2008 году в связи с началом строительства новой транспортной развязки, участок по Волоколамскому шоссе от остановки «Улица Панфилова» до метро «Сокол» был временно закрыт. А в 2013 году движение было вновь восстановлено. Также довольно интересен тот факт, что некоторые участки маршрута нынче проходят через лесной массив Покровского-Глебова. Трамвайчики как бы выныривают в город из недр лесной чащи.
"Хозяева" любезно разрешили нам сфотографировать и внутри салона.
Еще одна модель, с совершено очаровательной "мордашкой", слово гусеница из какого-то мультика,
да и туловище имеет соответствующее, с несколькими прицепными вагончиками.
Впереди, как ни странно, было замечено несколько образцов, явно автобусной направленности.
Как оказалось, машинки тут очень даже к месту.
Автобусики не совсем простые, хоть и не золотые, зато электрические, и эко-экономические.
И название сей вид транспорта имеет неординарное -электробус.
А батарейка заряжается всего за 6 минут!
В ожидании дальнейших празднеств, мы отправились прогуляться по тропинкам бульвара, на одной из которых была обнаружена еще одна интересная выставка, ретро-велосипедов.
А вот и мое, и, наверное, многих, первое личное транспортное средство, под названием "Бабочка"
К велику прилагались пристяжные маленькие колесики, для устойчивости.
Думаю, что многие в этом "модельном ряду" обнаружат свой первый, второй и… последующие велосипеды, вспомнив теплые, летние деньки самых любимых и долгожданных школьных каникул.
Далее на стендах представлены фотографии всех ретро-моделей, которые нам предстояло совсем скоро увидеть в живую во всей красе.
К половине одиннадцатого праздник стал набирать силу, на пустующей сцене появился ведущий, засветились проекционные экраны,
и под звуки московских мелодий мы отправились на противоположную, нечетную сторону бульвара, встречать виновников торжества.
Народ тем временем постепенно, но верно подтягивался, образуя немаленькую толпу возле выхода из метро.
Мы же, обойдя телевизионщиков, решили продвинуться как можно ближе к площади перед прудом и фонтаном, чтобы одними из первых встретить колонну.
Решение, как оказалось, было принято очень даже правильное, так как после прибытия всей техники, мы смогли относительно спокойно войти вовнутрь именно тех самых вагонов, в которых нам посчастливилось в свое время кататься.
Уже по традиции, возглавляют колонну, работники ГАИ, радостно продвигаясь на ретро-"Жигулях" и ретро-"Волгах".
И в общем –то совсем еще вполне себе современных Уазиках
И вот, наконец-то, перед нами предстают первые виновники торжества, возглавляет колонну, знаменитая конка, в четыре лошадиные силы ).
Когда-то именно с нее начиналось трамвайное движение по бульварному кольцу.
Именно конная, первая линия, была открыта в 1872 году, и простиралась она тогда от Трубной до Страстной площади и только в 1911–м была заменена на трамвайную, о чем я упоминала в своих повествованиях о бульварах.
http://www.otzyv.ru/read.php?id=184593
Самое же первое движение первых вагонов уже электрического трамвая началось на участке Долгоруковской линии, по Масловке и Башиловке в 1899 году.
Дабы не испугать животных, для которых это многолюдное мероприятие несомненно является большущим стрессом, рядом с красавцами-лошадками в колоритном костюме позапрошлого века, вышагивает извозчик.
За конкой, под 10-ым номером маршрута Замоскворечье - Сокольники, неспеша двигается уже электроэкземпляр в деревянном исполнении
под названием трамвай Фонарный.
А это знаменитая "Б"-ка, или "букашка", курсирующая когда-то по Садовому кольцу и с 1937 года замененная на троллейбус.
Под номером №41 знакомый маршрут до Тимирязевской академии, практически родные пенаты.
А это уже совсем родные места, улица 8 Марта.
До последнего времени, пока трамвай не был заменен автобусом, частенько от круга на улице 8 марта, что возле платформы Гражданская, приходилось ездить и на Бутырский рынок и в кино, до кинотеатра Прага. Во времена моего детства это был 27-ой маршрут, который сворачивая на Вятскую, шел до метро Войковская, откуда мы иногда на нем возвращались после посещения кинотеатра Варшава. К сожалению, те давние времена, когда он доезжал аж до Трубной, я не застала.
Следующий, 26-ой маршрут, с западной части Москвы.
Далее модели уже довольно хорошо знакомые и можно сказать, "обкатанные"
Замыкает шествие, вот такой вот, существующий в единственном виде, экземпляр питерского производства.
Эксплуатировался он в последние годы и довольно долго.
Внутрь нам попасть не удалось, почему-то двери его распахнулись позднее. А мы в поспешили в соседнюю Татру, 15-го Строгинского маршрута.
Далее совсем знакомый вагон,
с такими вот ностальгическими моментами!
Ну кто из нас не накручивал себе кучу билетов за необозначенную горку монет )?
Передвигаясь компанией, не раз приходилось пребывать в роли так называемого "полу-зайца", обилетившись, можно сказать, чем бог пошлет, поскребя по сусекам и карманам.
А это вагон совсем раннего, еще дошкольного детства,
С широкими красными диванами, нераздельными на два места, и огромными билетными аппаратами!
Что ж, а не заплатить ли нам за проезд! На счастье!
Следующий вагончик, в который удалось попасть, уже совсем древний по моим меркам ).
Изготовлен он был в Чехии, пардон, Чехословакии!!!
В любимом нынешними туристами, городе Праге. Это была первая импортная после войны серия подвижных составов.
"Вчера в Москву из Праги прибыл первый трамвайный вагон, построенный в ЧССР. Колеса вагона имеют резиновую прокладку. Автоматика обеспечивает быстрый плавный разгон и торможение вагона. Вагон берет 150 пассажиров. Всего из Чехословакии в Москву доставят 50 новых вагонов.
Московская правда, 1959, 14 марта"
Эксплуатировался он до 1981 года, и успела ли я в таком поездить, совершенно не помню.
Тут я пыталась рожки запечатлеть, но на фоне веток, они как-то не очень вышли )
Далее еще один представитель из 60-х.
По тем временам отечественного производства, Рижского вагоностроительного завода.
Был заботливо восстановлен в 1999 году в Русаковском депо.
Фонари чем напоминают метрополитеновские, как в старых вагонах метро.
И еще одно ностальжи, билетный прибор уже другой модификации, который обмануть было сложнее предыдущих.
Далее 50-е годы, и вагончик родом из Тушино, "широколобый" трудяга.
И вот такие вот внутренности…
В 1964 году в издательстве «Детская литература» вышла книжка в стихах Сергея Баруздина «Сказка о трамвае». В ней рассказывается о том, как старый трамвай стал исчезать с улиц Москвы, теснимый автобусами и троллейбусами. Однако трамвай не исчез совсем, а преобразился, став достойным коллегой троллейбуса и автобуса. Речь идет именно об этой модели.
"Незнакомец краснокожий
С ярко-жёлтой полосой,
На автобус чуть похожий,
На троллейбус чуть похожий,
Кто же, все же, он такой?
«Неужели вы забыли, —
Он с обидой им сказал.
— Вы же сами говорили,
Что от жизни я отстал.
По Неглинной, по Садовой
Я ходил десятки лет.
Я — трамвай, да только новый —
Вот, пожалуй, весь секрет.
Обтекаем я снаружи
И красив со всех сторон.
Я теперь ничуть не хуже,
Чем троллейбусный вагон.
У меня мотор отличный,
И скажу вам, не тая,
Что теперь вполне приличный
Внешний вид имею я.
У меня внутри сиденья,
Как пружинная кровать.
И во время отправленья,
„Зайцам“ всем на удивленье,
Стал я двери закрывать»
Засветилась эта популярная серия и в советском кинематографе.
В 1948 году трамвай снялся в фильме «Первоклассница», в 1983 –ем в фильме "Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные».
А в 1987-ом, "Прощай, шпана замоскворецкая…"
Мелькает он и в кадрах фильма "Ирония судьбы… " и в "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика.."
Далее совсем древняя, деревянная старина, единственный экземпляр, в который удалось попасть вовнутрь, прицепной коломенский.
С такими вот светильниками, с открытыми лампами
Со створчатыми дверьми, распахивающимися на обе стороны
Ручным тормозом прямо в салоне и деревянными сиденьями.
И вот такой вид открывается нам из окна.
Количество народу на квадратный сантиметр начинает зашкаливать.
Отстаивать очередь в "Б"-ку и 10-ый уже не было времени, да и потолкаться желания не возникла.
Эти два последних, самые старые модели, прицепной Нюрнбергский и Фонарный использовались еще в дореволюционные годы.
С трудом добравшись до конки, и опять же с трудом, удалось частично зафиксировать части собственно, самой конки, и бедных кОников, буквально оккупированных со всех сторон толпами люда людского, отдельные экземпляры которого явно отказывались понимать, что лезть под копыта слегка очумевшему от всей этой кутерьмы животному, по меньше мере, небезопасно. Особо деловые мамаши умудрялись таки подтащить вплотную к лошади своего ребенка, пытаясь сфотографировать на фоне всех и вся )
" Граждане! Зачем толкаетесь,
На скандал и ссору нарываетесь? -
Сесть хотите? Дальняя дорога?..
Я вам уступлю, ради Бога!
Граждане, даже пьяные!
Все мы - пассажиры постоянные,
Все живём, билеты отрываем,
Все по жизни едем трамваем...
Тесно вам? И зря ругаетесь -
Почему вперёд не продвигаетесь?
Каши с вами, видимо, не сваришь...
Никакой я вам не товарищ!
Ноги все прокопытили,
Вон уже дыра в кулак на кителе.
Разбудите этого мужчину -
Он во сне поёт матерщину.
Граждане! Жизнь кончается -
Третий круг сойти не получается!
"С вас, товарищ, штраф - рассчитайтесь!
Нет? Тогда еще покатайтесь!"
А Владимир Высоцкий, тут как нельзя в тему!
Мы же, выбравшись из всей этой кутерьмы, и вздохнув воздуха, отправились по дальнейшим делам, радуясь, что благодаря своевременному раннему приезду удалось таки проникнуться и вдоволь налюбоваться этими сохранившимися в наш супер передовой век технологий, уютными и старинными машинами, сумевшими сохранить в себе настоящий московский дух тихих улочек, зеленых и уютных бульваров, брусчатых площадей, помнящих перестук трамвайных колес, где до сих пор еще можно услышать тот самый неповторимый перезвон знакомого и такого родного трамвайного звонка…
p.s. https://youtu.be/tL-wWDE1ep0
|