Часть 1.
Часть 2.
Первой половины прогулки...
Часть 3. продолжение начатого...
Часть 4.
Часть 5.
Мимо Храма Христа спасителя, глазуновской галереи, и…знаменитой кремлевской заправки …
Волхонка - одна из самых древних московских улиц, сформировалась она аж в 14 веке по трассе дороги, соединявшей Кремль с великокняжеским селом Семчинским.
Ранее она носила название Чертольская, по ручью Черторый, который брал начало из Козьего болота, и протекая вдоль нынешнего Бульварного кольца, впадал в Москву-реку. Ручей этот очень сильно наполнятся водой весной и летом, и промыл таким образом глубокий овраг. В народе он стал прозываться «чертороем», а местность, примыкающая к нему — Черторьем или Чертольем.
Исконным населением улицы и ее окрестностей являлись торговые и ремесленные люди Чертольской чёрной сотни. Позднее, в 1565 году улица вошла в опричную часть Москвы. Основная часть местного населения была переселена в другие части города, а здесь же стали селиться высшие придворные чины, и прочий служилый люд. По правой стороне улицы был устроен царский Колымажный двор, а в начале улицы поселены дворовые стрельцы. В 1571 году, в Чертолье из пригородного Остожья был переведен женский Алексеевский монастырь, возле которого была устроена монастырская слободка.
В 1658 году, по указу царя Алексея Михайловича, Чертольские улица и ворота были переименованы в Пречистенские – по иконе Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в Новодевичьем монастыре.
Нынешнее название возникло в конце 18 века по владению князей Волконских, где размещался популярный в народе питейный дом «Волхонка». На улице, кроме общеизвестных и знаменитых зданий, обращают на себя внимание и менее значимые, но от этого не менее красивые особнячки.
Дом под номером № 11, остатки от некогда огромной усадьбы , принадлежавшей Нарышкиным.
После смерти тайного советника, камергера А.В. Нарышкина, усадьба была поделена и часть ее перешла Алексею Федоровичу Грибоедову – дяде знаменитого поэта и дипломата А.С. Грибоедова. В 1806 году А.Ф. Грибоедов продал усадьбу и перебрался в Замоскворечье. Новым ее хозяином стал купец А.М. Зимулин, который в 1825 году так же продал главный дом и флигель по Ленивке генерал-майору И.Т. Сназину. Осенью этого же года помещение флигеля у него снял знаменитый художник Тропинин. Именно сюда, в мастерскую художника, зимой в 1826 и 1827 годах приходил позировать Пушкин.
Считается, что именно в этом трехэтажном доме находилась мастерская живописца, и именно здесь был выполнен его знаменитый автопортрет на фоне Кремля.
Но, как не странно, мемориальная доска, посвященная художнику, находится на соседнем. 9-ом доме, построенном по проекту архитектора М.И. Никифорова через 21 год после смерти Тропинина, в 1878 году, на месте главного дома усадьбы, в котором живописец никогда не жил.
Еще один интересный домик, на пересечении с улицей Ленивка под номером № 7,
доходный дом К. Г. Лобачева с угловым эркером, увенчанным башенкой с флюгером.
Был построен в 1904 году российским предпринимателем и инженером-строителем Никитой Герасимовичем Лазаревым.
Дом этот был собственностью одного из сыновей известного в столице купца Лобачева, который совмещал обязанности директора Московского общества кредита под заклад недвижимости и деятельнейшего члена Московского кружка любителей музыки.
Ну а теперь немного "дежурных" видов.
На Боровицкую площадь, кремлевские башни и стены, необычайно фотогеничный дом Пашкова, прекрасный в любое время суток.
А это уже
Знаменка
, где в самом ее начале, под номером № 5 ныне находится картинная галерея народного художника СССР А. Шилова.
Этот особняк, бывший дом архитектора Е.Д. Тюрина, выстроен в классицистическом стиле с мезонином и эклектическим декором. Фасад украшают мордашки львов над окнами и кариатиды в центральной нише. В 1881 году архитектором Ф.М. Шестаковым были выполнены изменения фасада здания и достройки. Галерея открылась здесь в 1996 году. В здании проводятся различные концерты и выставки. А по оригинальным чертежам и эскизам в особняке был воссоздан изначальный оригинальный интерьер. Рядом находится Часовня Николая Чудотворца Можайского, сооруженная сооружена в 2006 году на месте разрушенной в 1932 году Церкви Николы Стрелецкого на Знаменке. Название же самой улицы появилось в конце 16 века по одноименной церкви Знамения Пресвятой Богородицы. Улица пролегла по трассе одной из дорог, соединявших Кремль с Можайской дорогой, по которой путь лежал к речной переправе у села Дорогомилова и далее — на Можайск и Смоленск. Исконное население окрестностей улицы составляли посадские торговые и ремесленные люди Арбатской черной сотни. В 1565 году эта улица, как и Волхонка вошла в опричную часть Москвы. В течение 17 века все местные деревянные церкви были отстроены в камне, но ни одна из них не сохранилась до наших дней. В 1682 году были проведены работы по расширению улицы — снесен ряд построек. Тем самым ширина улицы была увеличена до 8,5 м.
После революции улица была переименована в Краснознамённую, а в 1925 году она стала улицей Фрунзе в честь умершего в том же году известного советского военачальника М. В. Фрунзе. И только в 1994 году улице было возвращено её историческое название.
Если пройти чуть вперед и оглянуться на Кремль, перед нами открывается необычайная панорама ажурных кованых балкончиков, как бы простирающихся вдоль улицы.
А в арке одного из домов была обнаружена вот такая красота.
Под номером №11 на углу с Малым Знаменским переулком, находится бывшая старинная усадьба князя Сергея Николаевича Голицына.
Нынешний дом был построен в 1899 году архитектором К. Ф. Буровым и перестроен в 1913-ом, архитекторами А. Г. Измировым и братьями Весниными.
В 1904 году особняк принадлежал потомственному почетному гражданину Григорию Мартыновичу Арафелову из Баку – владельцу «Нефтепромышленного и торгового общества Г.М. Арафелов и Ко», который занимался добычей, переработкой и торговлей нефтью и нефтяными продуктами.
Во фронтоне красуется монограмма последнего владельца. Во дворе в хозяйственных постройках располагалась небольшая текстильная фабрика Арафеловых.
Дом под номером №8 (стр.2), особняк купчихи М.П. Арбузовой постройки 1829 года. А примыкает к нему высокая "доходка" А. И. Шамшина, 1909 года, фасады которой выполнены Федором Осиповичем Шехтелем.
Дом под номером № 10, бывший особняк В. Я. Лепешкиной, построенный в 1890, архитектором. Б. В. Фрейденберг.
Особняк в два этажа (еще два были надстроены позднее в 30-е годы) с эклектичным декором, обращает на себя внимание своим боковым эркером-балконом. На улицу выступает тамбур входа, к которому примыкает узорная металлическая ограда, по праву служащая украшением главного фасада. Тем не менее, более пышный, боковой фасад спрятан от взглядов прохожих в саду.
Ну а по соседству, под номером № 12 находится хорошо сохранившийся дворец начала 18 века. Владение сформировалось еще в 1694 году и до сегодняшнего дня оно находится почти в неизменных границах, являясь одним из самых крупных в центре города.
Это так называемые «большие палаты» принадлежали сподвижнику Петра I, графу Петру Матвеевичу Апраксину, который был братом царицы Марфы Матвеевны, второй жены царя Федора Алексеевича. Постройка была грандиозной для своего времени. Дворец был возведен накануне основания Петербурга, поэтому после переноса столицы такие постройки в Москве надолго стали редкостью. Длинный фасад имел проездную арку посередине, по бокам арки были двери, которые вели на лестницы-всходы в парадные апартаменты второго этажа.
В 1761 году последний в этой линии граф Федор Алексеевич Апраксин продал владение сенатору, графу Роману Илларионовичу Воронцову. При нем именно хозяйственный двор прославил этот дом, где графом была построена деревянная театральная зала¸ которую он сдавал в наем. "В 1769 году «залу» арендовали содержатели маскарадов, драматических и оперных спектаклей итальянцы Бельмонти и Чинти. После смерти Чинти в 1771 году от свирепствующей в Москве чумы, дело продолжили князь Урусов и англичанин Майкл Меддокс. В 1776 году они получили привилегию на устройство публичных спектаклей и наняли театр в доме Воронцова. Так родился знаменитый Знаменский Оперный дом. Итальянские оперы тут ставили в очередь с русскими. Публика очень полюбила этот театр, но в 1780 году во время представления сумароковской трагедии «Дмитрий Самозванец» театр сгорел. Причем был поврежден и каменный главный дом. Только из-за этого пожара Майкл Меддокс, ставший уже полновластным владельцем театральной привилегии, начал всем известную и знаменитую ныне постройку Большого Петровского Театра на Неглинке".
В отремонтированный особняк в 1783 году въехал Московский Английский Клуб, просуществовавший до 1801 года, после чего хозяева продают свою усадьбу Т.А. Арсеньевой. А в 1804 году она перешла к «статс-даме и кавалер-графине» П.В. Мусиной-Пушкиной, урожденной Долгоруковой. В самый большой пожар осенью 1812 года усадьба уцелела. В 1816 году здание покупает полковник Николай Петрович Римский-Корсаков и в 1818 году перестраивает его таким, как мы его видим сейчас. Центральный фасад украшает - восьмиколонный портик ионического ордера. В 1825 году владение в последний раз до революции меняет владельцев. Покупает его действительный тайный советник, граф Сергей Иванович Гагарин.
При нем в доме часто собирались известные литераторы и общественные деятели: Н. М. Карамзин, И. П. Тургенев. Бывал и Лев Николаевич Толстой, родители которого венчались у Гагариных в Ясенево. Именно этот дом "засветился" как дворец старого графа Безухова в «Войне и мире», а в «Анне Карениной» в нем жила семья Стивы Облонского.
После смерти Гагарина дом переходит в собственность его дочери Марии Сергеевны Бутурлиной, а в 1902 году к ее сыну Сергею Сергеевичу Бутурлину, который сдает дом в аренду гимназии Елизаветы Александровны Кирпичниковой, в которой обучались совместно мальчики и девочки, что было необычно для учебных заведений того времени.
После революции здесь находилась "простая" средняя школа, в которой учились дети высокопоставленных чиновников и военных. А дом этот долго, с 2000 года был на реставрации, и открылся вновь совсем недавно в сентябре 2014-го.
Дома под номером № 19, ныне принадлежащие Министерству обороны, заслуживают отдельного полноценного рассказа.
А наш путь далее лежит по Крестовоздвиженскому переулку.
Название свое он получил на рубеже 18 и 19 веков по монастырю Воздвижения Честного Креста Господня, называвшегося также Крестовоздвиженским и просто Воздвиженским.
Слева, на месте домов 18 и 19 веков в 1980-х годах выстроили современное, огромное здание Министерства обороны. А вот напротив находятся несколько интересных зданий, бесспорно заслуживающие внимания. Красивый доходный дом в стиле неоклассики, под номером № 2, принадлежал фрейлине княжне Марии Сергеевне Бутурлиной. Усадьбу на углу Знаменки и Крестовоздвиженского переулка Мария Сергеевна получила в наследство от своего отца, действительного тайного советника, сенатора и члена Государственного совета Сергея Ивановича Гагарина.
В 1899 году Бутурлина решила построить на своем участке доходный дом, пригласив известного московского архитектора С.К. Родионова. Массивный дом в пять этажей, имеет вид классического особняка. Фасад украшен коринфскими колоннами. Окна на каждом этаже имеют свою, неповторимую отделку.
Рядом, под номером № 4 (стр. 2) в совершено удручающем состоянии, с трещинами по всем сторонам, находится дом кооператива "Московский почтовик". Дом был построен в 1927 году по проекту В.Д. Глазова в характерном для тех времен стиле конструктивизма.
Квартиры в нем получили сотрудника Наркомата связи СССР, многие из них были репрессированы и расстреляны в 30-е годы.
По соседству с ним, под тем же 4-ым номером находится 2-х этажный особнячок 19 века.
Построен он был в 1844 году по проекту архитектора Н.И. Козловского.
Первый этаж предназначался для магазина Товарищества бумагопрядильной мануфактуры, совладельцем которой был Маринг-Дарбель.
Оказавшись на Воздвиженке, конечно же, не смогли отказать себе в удовольствии, чтобы в очередной раз не запечатлеть Морозовский замок.
Про этот "мавританский "шедевр архитектора Мазырина рассказано-пересказано много- много раз.
Более подробно, к примеру, можно вот здесь прочитать
http://www.otzyv.ru/read.php?id=173491
Немного вечерней Воздвиженки, с Новым Арбатом
и мы углубляемся в Кисловские переулки.
Давно собиралась более детально запечатлеть со всех сторон знаменитый Моссельпромовский дом. Наверное, вечер, не самое подходящее время. Но стены его освещаются. Поэтому знаменитые рекламные слоганы удалось лицезреть и сфотографировать.
"дом Моссельпрома, находящийся на пересечении Нижнего Кисловского и Калашного переулков и отлично смотрящийся со стороны Воздвиженки. Является Памятником русского конструктивизма и авангарда. Здание было построенное по проекту архитектора Н. Д. Струкова. А знаменитый рекламный слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме», принадлежит авторству Владимира Маяковского.
Шестиугольная башенка, венчающая сейчас здание, была спроектирована в 1925 году профессором ВХУТЕМАСа А. Ф. Лолейтом. Здание это в свое время величали "первым советским небоскребом".
В Малом Кисловском, обращает на себя внимание даже в ночи, симпатишный особнячок под номером № 5 , на фасаде которого сейчас развевается швейцарский флаг, так как в старинных стенах 19 века ныне расположено посольство этой страны.
Во второй половине 18 века на этом месте находилось владение и дом матери президента Академии художеств археолога А. Н. Оленина. Часть усадьбы в 1833 году снимала семья И. С. Тургенева, а в 1840-х здесь жил у своего шурина после возвращения из ссылки декабрист 3.Г. Чернышев. После чего в конце 19 века владельцем дома становится В. С. Шиловский, ученик и друг П. И. Чайковского, который частенько бывал в этих стенах.
Дом статской советницы А. Олениной выходит на улицу торцом. В основе здания – палаты 18 века. Фасад в стиле эклектики, довольно богато декорирован. Оригинальность ему придает сочетание большого коринфского ордера с малым ионическим. Композиция во фронтоне, напоминающая герб, содержит монограмму последнего владельца – «ВД» ,
Владимира Думнова, который был владельцем известного в Москве издательства, выпускавшего в основном учебники для начальной и средней школ, просуществовавшего почти сто лет.
Особняк рядом был построен для того же Думнова в 1903 году по проекту А. М. Щеглова. Уже по стилистике напоминает нам стиль модерн.
Далее, запечатлев на ходу красивейший красно -кирпичный фасад театра им. Маяковского,
Перейдя Большую Никитскую, мы углубились дальше в вечернее царство прилегающих улочек и переулков.
Вот такие интересные витрины были обнаружены в Хлыновском тупике.
Оказывается, сии композиции являются витринами музея Актуального искусства.
" ART4.RU — первый в России частный музей современного российского искусства. Создан на основе коллекции, принадлежащей его владельцу, московскому предпринимателю и коллекционеру Игорю Маркину. Открытие музея состоялось 1 июня 2007 года. В связи с экономическим кризисом с января 2009 года музей перешёл на однодневный режим работы, по пятницам. А позже продолжил начатое и ввёл посещение только по записи для групп из любого количества посетителей. Билет на группу стоит 6000 руб." Однако….
Далее какие-то неведомые дорожки вывели нас к Елисеевскому переулку.
Здесь, на пересечении с Вознесенским, нами был обнаружен памятник, наверное, не побоюсь этого слова, великому певцу советской эпохи Муслиму Магомаеву.
Установлен он был в 2011-м году спустя три года, после его смерти. И находится возле Посольства Азербайджана и недалеко от собственно, самого дома, где жил и творил великий музыкант. Авторами памятника являются художник Александр Рукавишников и архитектор Игорь Воскресенский. Площадка памятника, выполненная из полированного гранита, по форме напоминает рояль, на передней стенке которого выгравированы слова и ноты одной из самых известных песен в исполнении Магомаева - "Ты, моя мелодия". А в глубине сквера, еще один памятник. Это скульптура древнего азербайджанского мыслителя Низами Гаянджеви.
Рядом симпатичная беседка.
Удивительно было все это разглядеть практически в полнейшей темноте.
На самом деле, места эти довольно интересные, так как скрывают эти переулочки близ шумной Тверской и старинные особняки, и доходные дома, и церквушки, и заслуживают, несомненно, отдельной прогулки в более светлые времена.
Вознесенский переулок приводит нас аккурат к главному зданию города, на самые задворки Мэрии.
Так сказать, всем известный вид "изнутри".
Утопающую в ярком, нарядном, сверкающем облачении шумную Тверскую мы незаметно пересекли по находящемуся этом месте подземному переходу .
И продолжили путь дальше снова окольными путями.
Хотелось бы обратить внимания на несколько домишек в интересном Петровском переулке, что соединяет Большую Дмитровку и улицу Петровка.
Особняк за кованым, ажурным забором под номером № 6, бывший дом А.С. Трубецкой-Бове.
Кто был первым владельцем усадьбы, достоверно не известно. Но зато известно, что каменные палаты, с пышными белокаменными резными наличниками и кирпичными сводами, появились здесь еще в 17 веке. В начале 18 века усадьба принадлежала стольнику Дмитрию Протасьеву, у наследников которого в 1731 году ее купил князь Алексей Юрьевич Трубецкой. Трубецкие владели старинными палатами почти сто лет. Дом, конечно же, перестраивался согласно тогдашним веяниям моды. В 1813 году князь А. И. Трубецкой погиб. А его вдова, Авдотья Семеновна, через пять лет, вышла замуж за знаменитого московского зодчего Осипа Бове. "Брак этот наделал много шума в светском обществе. Например, княжна Туркестанова писала по этому поводу: «Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят, лишь бы выйти замуж!». На соседнем участке супруги построили новый дом, а старинный особняк был продан ротмистру Л. К. Черепову. В 1840-е годы особняк принадлежал богатому купцу и золотопромышленнику П. В. Голубкову, затем, супругам Спиридоновым, известным благотворителям, при которых дом был серьезно перестроен. Последней владелицей усадьбы была дочь Спиридоновых генерал-майорша М. В. Сокол. В конце 20 века особняк был отреставрирован, восстановлен архитектурный декор в стиле московского барокко. Ныне здесь располагается служба Большого театра. И планируется открытие театрального музея.
Рядом под номером № 8, перед нами во всей красоте предстает модерн.
Это бывший особняк Н. А. Терентьева, построенный в начале прошлого века знаменитым архитектором И.А. Ивановым-Шиц. Фасад украшают изящные, изогнутые линии, оригинальная лепнина. Специалисты относят оформление части элементов фасадов к направлению ар-нуво из-за присутствия особого рокайльного орнамента, относимого к стилю рококо.
Поражала своей изысканностью и внутренняя обстановка дома Терентьева, которая специально была заказана в Париже и, как писали в газетах того времени, обошлась владельцу в весьма значительную сумму – под 100 000 франков.
К сожалению, в 30-х годах к зданию пристроили еще два уровня, которые, естественно, очень сильно исказили прежний силуэт.
Сейчас особняк пребывает, мягко говоря, не в лучшем своем виде. И очень печально наблюдать, что такое роскошное здание в центре города буквально на глазах разрушается.
Напротив, здание в псевдорусском стиле, где сейчас находится театр Наций.
В начале 18 века на этом участке располагалась огромная усадьба князя И. Г. Долгорукова, перешедшая затем к его сестре А. Г. Салтыковой. Позже участок продали содержателю полотняной фабрики купцу Савве Тетюшенинову. В 19 же веке тут располагалось оранжерейно-цветоводческое хозяйство братьев Фоминых. А зимой находился один из лучших в городе катков.
В 1882 году помощник присяжного поверенного Ф. А. Корш основал частный театр. Братья Бахрушины спустя несколько лет отдали Коршу этот большой участок в аренду на 12 лет на весьма выгодных условиях, вдобавок еще пожертвовав немалую сумму на строительство здания театра, которое было построено необычайно быстро, всего за три с половиной месяца, архитектором проекта которого был М. Н. Чичагов. Сцена театра была оборудована механиками, братьями Родиными и являлась в те времена своеобразным техническим достижением своего времени.
Фасад был первоначально украшен изразцами. В настоящее время многие первоначальные детальки утрачены, изменено и оформление внутренних интерьеров. Театр был очень популярен и славился знаменитыми в те времена актерами.
С 1933 года здесь находился филиал МХАТа.
В 1987 году открылся Театр дружбы народов. А ныне, с 1991 года под управлением Андрея Миронова, успешно существует Государственный театр Наций.
Про еще одно здание, доходный дом Бахрушина под № 5, я уже рассказывала в рамках Есенинской экскурсии несколько лет назад.
http://www.otzyv.ru/read.php?id=150133
Дело в том, что " Тут, в Петровском переулке, в доме № 5, вместе со своим другом и соратником Анатолием Мариенгофом, Есенин снимал три комнаты в коммуналке. Жили они «одним домом, одними деньгами». «Оба были чистенькие, вымытые, наглаженные» и в сильные холода спали на одной кровати, чтобы согреться."
Выйдя на Петровку, в трапезной монастыря мы закупились вкуснючими пирожками, таким образом, наградив себя за столь длинную прогулку.
Стены древней обители смотрятся завораживающе в вечерних сумерках, а надвратная церковь покрова Богородицы с колокольней наверное уже стала визитной карточкой этих мест. Напротив здание музея Современного искусства с выступающими из темного дворика церетелевскими изваяниями, несколько жутковато смотрящимися в сумерках.
Далее, не мудрствуя, по нарядному Петровскому бульвару мы спустились вниз, к Трубной площади.
Пора, как говорится, и честь знать! А посему, откланиваюсь, и благодарю всех всех всех, кто стойко смог выдержать столько много "буковок" и составил нам компанию в прогулке по этим удивительным любимым многими местам.
Полный альбом с фотографиями тут
http://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=14835:34207
|