Часть 1.
Часть 2.
Первой половины прогулки...
Часть 3. продолжение начатого...
Часть 4.
В средние века в этих местах был дремучий лес, через который протекал Черторый ручей, ныне заключенный в подземную трубу. Здесь же, в 12 и 13 веках, по нынешним Знаменке и Поварской, проходила Новгородская дорога.
К концу 14 века, для защиты Кремля, был построен земляной вал с проездом через Арбатские ворота, где по нынешнему Арбату проходила новая Смоленская дорога. Прорваться через эти ворота долгие годы пытались бесчисленные враги. Видали эти места и страшно лютого ордынского хана, Мехмета, которому местные жители дали отпор под предводительством боярина московского, Владимира Ховрина.
Помнят ворота и возвращавшихся через них, после боевых походов, русских царей Ивана III и Ивана Грозного.
На нынешней площади, за Земляным валом, в 1612 году располагалась дружина Пожарского, ждавшая приближавшегося к столице гетмана Ходкевича.
С середины 18-го века стена Земляного вала была разрушена, а многочисленные ветхие постройки и церковь во имя Саввы Стратилата демонтировали. Так появилась на этом месте обширная открытая местность - нынешняя Арбатская площадь.
В советские времена в северной части площади были снесены все постройки, а место под ними просто заасфальтировали.
В 1935 году появился вестибюль станции метрополитена «Арбатская» нынешней Филевской линии, возле которого был в 1944 году разбит сквер.
В 1953 году на местности появился еще один наземный вестибюль станции метро «Арбатская», но уже входившей в состав Арбатско-Покровской линии метрополитена.
А впереди нас ждет еще один бульвар,
Гоголевский
.
Это, наверное, один из самых живописных и романтичных бульваров, после Чистопрудного и Тверского. Хотя, лично мне кажется, что каждый из десяти бульваров кольца по-своему хорош, и имеет собственное очарование и неповторимость.
Гоголевским он был назван сравнительно недавно, в 1924 году, в год 115-летнего юбилея писателя. А до этого назывался Пречистенским, так как расположен неподалеку от одноименной улицы и площади. Название же это связано с церковью Пречистыя Богородицы Смоленской, находящейся на территории Новодевичьего монастыря.Свое начало он берет от возвышенности, где сейчас находится площадь Пречистенских ворот.
Ранее с этого места стекал вниз по изломанному руслу ручей Черторый, берега которого сильно различались по высоте. Поэтому рельеф бульвара довольно специфичен. Дома , простирающиеся вдоль его внутренней стороны, из-за высокого холма видны с центровой дорожки частично. Особенно это ощущается в самом начале, где сейчас находится станция метро Кропоткинская. Через ручей, до заключения его в трубу в 19 веке, были проложены пешеходные мостики. Дома на бульваре возводились для московской знати. Многое пострадало от пожара 1812 года, но было достаточно быстро восстановлено.
Дорожки его помнят А.С. Пушкина, С.М.Третьякова, П.И.Чайковского, А.И.Герцена. В одном из домов жил какое-то время Василий Сталин с семьей. Нередко наведывался в гости Федор Шаляпин.
В конце 19 века на бульваре проложили конку, замененную в 1911 году на трамвай. Многие годы "Аннушка" был единственным транспортом в этих местах.
Знамениты эти места и своей кинематографической историей. Именно здесь снимались два эпизода «Москва слезам не верит» и сцены из "Покровских ворот".
Ну и, конечно же, в архитектурном плане место это даст фору не одной московской улице в центре города.
Попадая на бульвар, в первую очередь перед нами престает памятник Н.В. Гоголю. Памятник этот имеет довольно долгую историю.
В 1909 году к 100-летию со дня рождения писателя на этом месте был установлен памятник работы скульптора Н. Андреева и архитектора Ф. Шехтеля, вызвавший массу неоднозначных споров в богемной московской среде. Монумент этот сейчас находится как раз во дворике музея Гоголя, о котором я рассказывала выше. И несмотря ни на что, ныне признан лучшим памятником Москвы. Простоял он на бульваре до 1951 года, но почему-то вызвал неприязнь Сталина, который считал, что работа уж слишком фотографическая. Памятник убрали, и до 59-го года он хранился в музее архитектуры. А на бульваре появился "Новый Гоголь", веселый и в полный рост. Постамент украшает надпись: "Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза".
От старого постамента остались фонари, выполненные в стиле египетского классицизма, с симпатичными львиными фигурками у подножия. Лёвики, хоть и не особо вписываются, но очень позитивные и улыбчивые.
Красивое строение на заднем плане, под номером № 31 (стр.1) новодел 2000-х годов на месте доходного дома 1879 года, архитектора П. П. Зыкова. В доме жили архитектор Н. Н. Благовещенский, одна из первых советских телеведущих Ольга Чепурова.
Следующее владение под тем же номером (стр.2), с воротами, ныне охраняемыми кошачьими зверюшками, бывшая Городская усадьба П. П. Хрущева — А. А. Котлярева архитекторов С. В. Соколова и Д. М. Челищева.
В кв. № 9 жил поэт Андрей Белый, а с 1910 по 1916 годы тут же располагалось руководимое им издательство «Мусагет». Частенько бывали здесь многие видные поэты, литераторы и деятели искусства В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок... Также когда-то в доме размешалась женская гимназия С.Н. Фишер. Хозяйка заведения добилась права преподавания предметов для девочек по курсу мужских классических гимназий, что в те времена казалось невиданным событием.
В доме, под номером № 29 находится Иерусалимское Патриаршее подворье. Построен он был в 1905 году, архитектором Г. П. Евлановым, как доходный.
Дом этот ныне предстает перед нами в обновленном виде, после глобальной перестройки.
Правда, фасад здания после реставрации сохранил свою знаменитую абрамцевскую плитку, декоративные элементы, цветную керамику, а цоколь и детали входных зон отделаны натуральным гранитом. На основании архивных фотографий был восстановлен рисунок дверей, окон, решеток и ограждений балконов.
На противоположной стороне, за длинным забором, ныне украшенным репродукциями картин на военную тематику, находятся корпуса Министерства обороны, бывшего Александровского военного училища, главное здание которого выходит на Знаменку, и наркомата Обороны, построенное в 1936 году архитектором Л. В. Рудневым.
Массивное здание, под номером № 18, состоит из нескольких объемов, образующих сложную структуру. Оно кажется особенно тяжеловесным, поскольку воспринимается с основного ракурса с узкого Колымажного переулка, выходя на бульвар лишь торцевым фасадом. Правая часть здания представляет собой четырехугольную в плане башню, украшенную военными эмблемами. Основная часть здания — восьмиэтажная. Слева и справа - крылья, украшенные обелисками, такой же формы обелиски, но меньших размеров, стоят на крыше вдоль всего здания. Завершают они и башню, поднимающуюся на несколько этажей над основным объемом. Два нижних этажа здания облицованы серым камнем с брильянтовым рустом, потом идет желтый этаж, верхние пять этажей тоже желтоватые, только более светлые, чем цокольный этаж, и с охристым оттенком.
Дом под номером № 16, часть бывшей городской усадьбы Е.М. Алексеевой, построенный здесь в 1822 году дворянами Васильчиковыми. С 1865 года усадьба принадлежала семье купца Александра Владимировича Алексеева.
В 1884 году после смерти мужа, Елизавета Михайловна, разделила усадьбу на две части и большую часть с главным домом продала. А себе 1886 году выстроила небольшой двухэтажный особняк на углу с Колымажным переулком. Проект этот Дмитрия Николаевича Чичагова, выполнен в стиле эклектики. После смерти Е.М. Алексеевой, в 1908 году особняк достался ее младшей дочери Елизавете Александровне Руперти, которая несколько переделала интерьеры с помощью архитектора А.Э. Эрихсона. После революции хозяев выселили, а в особняке обосновался один из департаментов Комиссариата земледелия.
Напротив, под номером № 27 находится жилой дом, построенный в 1933 году по проекту архитектора Д. Т. Числиева. Примечателен он тем, что целиком возведен из артикского туфа - материала, не часто встречающегося в московской строительной практике.
Рядом, под номером № 25 находится "доходка" 1889 года, спустя четыре года измененная архитектором С.Ф. Воскресенским, а в 1932-м надстроенная.
Рядом, еще одна "доходка", под номером № 23. Этот дом был построен в1904 году, архитектором К. Л. Теляковским и перестроен в 1908-ом В. Е. Дубовским.
В основе лежит смешение эклектики с образом итальянского палаццо. Между окнами пятого этажа обращают на себя внимание голубоватые керамические вставки. Также на фасаде заметно выделяются кованые балкончики.
В одной из квартир дома жила одна из главных актрис Московского Художественного театра, народная артистка СССР О. Л. Книппер-Чехова, жена А. П. Чехова.
На противоположной стороне бульвара под номером № 14 находится один из самых красивых особняков в округе - дом Е. И. Васильчиковой, Н. Ф. фон Мекк.
В 1822 году пустующее после пожара 1812 года владение полковницы А.Ф. Турчаниновой купила Екатерина Ивановна Васильчикова, и построила по линии бульвара два особняка – один в классическом стиле, второй в русском. Ее сын Николай, юнкер Кавалергардского полка, примкнул к декабристам и часто в этом доме принимал товарищей по тайному обществу. В конце 1830-х годов Екатерина Ивановна продала свой дом графине Екатерине Александровне Зубовой, муж которой был, был правнуком великого полководца А.В.Суворова. Вместе с ними тут жил брат Екатерины Александровны Сергей Александрович Оболенский-Нелединский-Мелецкий. Зубовы осуществили капитальную перестройку владения. Они соединили два дома в единое целое, соединив постройки большим роскошным залом. Обильная лепнина украсила фасад и внутренние интерьеры.
В 1865 году владение покупает купец Александр Владимирович Алексеев - глава семейной фирмы «Владимир Алексеев и сыновья», которая владела золотоканительной фабрикой в Алексеевской слободе. В доме часто собирались друзья и родственники, бывал и их племянник - будущий великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский. В 1875 году архитектором Д.Н. Чичаговым была сделана двухэтажная пристройка со стороны двора. После смерти супруга в 1884 году Елизавета Михайловна Алексеева разделила имение на две части и дом под номером 14 продала Владимиру Карловичу фон Мекку. А в 1898 году владелицей его становится Любовь Ивановна Зимина. Которая владела домом до 1918 года, а после национализации жила в нем в небольшой квартирке. С 1956 года особняк с богатой историей стал Центральным шахматным клубом СССР, ныне здесь находится Центральный дом шахматистов России.
Ну а мы идем дальше.
Под номером № 21 еще одна красота, доходный дом А. Ф. и Н. Ф. Бочаровых постройки 1902 года архитектора Льва Кекушева.
Фасад, облицованный кремовой керамической плиткой, украшают мужские маски, совы, цветочные орнаменты…
Авторский почерк заметен также и в изящной прорисовке окон эркеров. Аттики здания когда-то венчали шикарные вазоны, к сожалению, до наших дней не сохранившиеся.
В 1906 году здание перестраивалось архитектором К.Ф. Буровым, который сделал пристройку к нему с правой части дома в точности повторяющей стиль основной постройки.
На противоположной стороне под номером № 12 находится здание Московской удельной конторы постройки 1880 годов, реконструированное в 1915 году.
А примыкает к нему, бывшая городская усадьба 18 века, творение великого Михаила Казакова, построенное для Нарышкиных.
В этом доме прошли детские годы декабриста М.М. Нарышкина и знаменитой Маргариты Тучковой. В 1830 году Нарышкины продали усадьбу Удельному ведомству. Во флигеле расположились кабинеты разных управляющих землями и имениями императорской семьи и присутствие Московского удельного ведомства. Бывали в этих стенах К. Ф. Рылеев, И. И. Пущин, позднее И. С. Тургенев, И. Е. Репин, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, А. А. Фет. В январе 1826 года Михаила Нарышкина и Ивана Пущина арестовали прямо тут – на Гоголевском бульваре. В советские времена в доме находилось правление Союза художников СССР.Еще в 17 веке на этом участке стояли каменные палаты, ставшие в 1790-е годы основой центрального дома усадьбы. Дом был украшен пилястрами и лепниной. Тогда же был построен служебный корпус на северной границе участка, выходящий на бульвар торцом.
После пожара 1812 года главный корпус получил шестиколонный портик. Его колонны, находящиеся на мощных постаментах и увенчанные пышными коринфскими капителями, придали зданию новый облик.
Сейчас здесь находится одно из отделений музея Современного Искусства.
Напротив музея в глубине бульвара находится памятник Шолохову.
Открыт он был в мае 2007 года. Автором скульптурной композиции является Александр Рукавишников. Архитектурный проект выполнен Игорем Воскресенским.
Писатель предстает перед нами в любимой реке, Дон.
Позади постамента в разные стороны, расплываются кони. На поверхности видны лишь их головы с встревоженным взглядом.
Автор хотел показать разобщенность общества, во время гражданской войны, разделение на белых и красных, отдалившийся друг от друга народ. Но, к сожалению, осуществить задумку полностью не удалось. Подразумевалось, что по наклонной плоскости будет литься вода в течение всего года, но систему подогрева сделать не удалось , поэтому композиция выглядит несколько нелепо , а зимой обрастает "снежными зайцами" )
Обращает на себя внимание довольно внушительное строение под № 17
Этот доходный дом Павлова был построен в 1903, году архитектором Н. П. Марковым.
Дом этот довольно интересной конфигурации, повторяющий траекторию бульвара, выстроен в стиле поздней эклектики. В этом доме с середины 20- х годов жил народный артист СССР Б.В. Щукин.
Под номером же № 15 в глубине небольшого дворика притаился небольшой, уютный особнячок 19 века.
Под номером № 11, красивый новодел.
Изначально на этом месте находился доходный пятиэтажный дом, построенный в 1912 году по проекту Ольгерда Густавовича Пиотровича. Фасад украшают растительные узоры, чередующиеся изображением женщины, плывущей с ребенком на дельфине. Владельцем здания был князь Николай Николаевич Оболенский. Он избирался гласным Московской городской думы, занимался попечительством о народной трезвости. Квартиры в этом доме он сдавал внаем, а сам жил в собственном доме на Сивцевом Вражке. В начале нынешнего века здание было надстроено 4 этажами и превращено в бизнес-центр.
Далее, под номером № 9 находится Особняк А. И. Иевлева 1879 года постройки, архитектора А. Л. Обера.
Фасад здания украшают два угловых эркера во втором этаже. Ионические капители, тонко прорисованные гирлянды придают постройке изысканный облик, характерный стилю начала 20 века.
Шикарное, красно-белое здание, с пышным убранством фасада, числящееся под владением номер № 5, бывшая усадьба П.Ф. Секретарева.
Это владение еще в 18 столетии входило в большую городскую усадьбу князя Петра Васильевича Лопухина. Богато декорированный дом был построен в 1853 году архитектором Николаем Ильичем Козловским для статского советника Петра Федоровича Секретарева, сына бывшего камердинера Григория Александровича Потемкина и императрицы Екатерины II. Петр Федорович был меценатом, и содержал собственный небольшой театр в Нижнем Кисловском переулке, прозванный в народе «Секретарёвкой».
Фасад, выполненный в стиле ренессанс, богато оформлен резными колоннами из белого камня. Также, история этого дома связана с именем зодчего Константина Андреевича Тона, который проживал здесь во время строительства храма Христа Спасителя в 1850-е годы. Ходят слухи, что в доме проживала семья Василия Сталина, но на самом деле, жил он в соседнем особнячке, внутри дворика, за забором.
Напротив, под номером № 6 находится еще одно украшение бульвара.
Это бывшая усадьба Замятина-Третьякова.
Была построена в середине 18 столетия, и полностью перестроена в начале 19-го.
Главный дом усадьбы был построен во 2-й половине 18 века при князе Петре Александровиче Меншикове. В 1806 году новый владелец, полковник Андрей Егорович Замятин соорудил к нему две симметричные пристройки, а после пожара 1812 года строение было восстановлено и перестроено в стиле ампира. Далее усадьбой владели статский советник, камергер Дмитрий Михайлович Львов, а за ним почетная гражданка, купчиха Ольга Андреевна Мазурина. Сергей Михайлович Третьяков - известный предприниматель, коллекционер, и меценат был родным братом основателю Третьяковской галереи Павлу Третьякову, приобрел усадьбу в 1870 году.
В 1871 году он заказал своему зятю, зодчему Александру Степановичу Каминскому проект переустройства владений под размещение в этих стенах своей личной коллекции предметов западноевропейского искусства, которая со временем тоже пополнила экспозицию Третьяковки. Работы были полностью завершены в 1873 году. И именно тогда главный дом приобрел нынешний декор, в русско-византийском стиле.
Особым украшением, несомненно, служит кованый, ажурный козырек над входом и не менее ажурная и впечатляющая по красоте решетка ограды.
После смерти Сергея Михайловича усадьба перешла в собственность крупного банкира и фабриканта Павла Павловича Рябушинского. Именно в этих стенах в период с 1916 по 1917 годы собирались богатейшие российские промышленники и обсуждали планы предотвращения в империи разного рода революций. Как не парадоксально, но после прихода к власти большевиков, именно в этом доме разместился Революционный трибунал, который стал карать врагов советского государства, в том числе сподвижников и коллег Рябушинского. Ныне в этом красивейшем доме находится «Российский фонд культуры» под руководством небезызвестного Никиты Сергеевича Михалкова.
Почти рядом с метро Кропоткинская, неподалеку от Пречистенской площади на бульварной тропинке снова раскинулась фотовыставка, посвященная природным красотам нашей страны.
Тут же сооружены небольшие арки для продажи всякой всячины, такой небольшой импровизированный вернисаж под открытым небом.
И вот такие забавные скульптурные композиции вокруг.
Чтобы это значило? )))
В самом конце бульвара находится небольшой ресторанно-кафешечно-фаст-фудный дворик, сосисочный отсек которого мы с удовольствием навестили,
после чего с новыми силами продолжили прогулку. Ведь надо было возвращаться назад к машине…
C площади Пречистенских ворот уже на закате предстают перед нами улицы Пречистенка и Остоженка, давно полюбившийся уголок Москвы, даже несмотря на всю его "золотомильность"
Далее, путь наш лежит по
улице Волхонка
.
|