ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » "Однажды ты пройдешь бульварное кольцо…" От Петровского до Волхонки...

"Однажды ты пройдешь бульварное кольцо…" От Петровского до Волхонки...

Часть 1.

Часть 2.

Первой половины прогулки...

Часть 3. продолжение начатого...


Ну а мы, перейдя главную улицу города,



оказываемся на следующем, наверное, самом романтичном, живописном и интересном, бульваре, под названием

 

Тверской…

 


Ведь это самый длинный, самый, не побоюсь этого слова, красивый и самый первый (и, соответственно, самый старый) бульвар, появившийся на месте стен Белого города.

Протяженность его почти километр, и если уж быть совсем точным, составляет она 872 метра. Название свое он получил не сразу. И первоначально назывался просто напросто бульвар, так как был единственным в своем роде. Несмотря на то, что стену Белого города снесли в 1782 году, бульвар был проложен только лишь летом 1796-го года.

А руководил работами архитектор С. Карин.

Первоначально аллеи были засажены березами, которые почему то в этой местности не прижились, затем высадили липы, а со временем к ним добивались и вязы, дубы, клены и ели…

Улицу же постепенно застроили особняками в модном тогда классическом стиле.

А место это очень быстро стало одним из любимейших мест прогулок московского дворянства и знати.

Вот как описывает в своем дневнике в 1801 году это место И. А. Второв: " Бульвар среди города, от Тверских до Никитских ворот, где всякий вечер прогуливается лучшая московская публика. Среди широкой улицы сделана перспектива, более версты длиною, укатанная ровно и усыпанная песком. На обеих сторонах ее во всю длину посажены деревья, а обе стороны улицы и площадь заставлены каретами приезжающих туда для прогулки дам и кавалеров, которых всегда бывает по нескольку тысяч. Тут можно видеться со знакомыми, сидеть на расставленных по всему проспекту софах, а в галерее, построенной на бульваре, пить чай, лимонад и оршад, лакомиться конфетами и мороженым."

Во время войны 1812 года и пожара бульвар и дома по обеим сторонам сильно пострадали. Французские солдаты вырубили на топку почти все деревья.

Но, за довольно короткое время все было восстановлено.

Бульвар облагородили всевозможными беседками, фонтанами, мосточками.

В 1880 году на нем был установлен памятник великому Александру Сергеевичу.

Была проложена конно-железная городская дорога, смененная в 1911 году на трамвайные рельсы. А в конце 19 века классические дворянские особняки сменились доходными домами в стиле модерн и эклектики.

При советской власти, в 1946 году, по проекту архитектора В. И. Долганова Тверской бульвар был перепланирован и благоустроен. Были устроены цветники, посажены новые деревья, появилась чугунная ограда. Вместо трамвая появился троллейбус.

В 50-х годах прошлого века памятник Пушкину перенесли на одноименную площадь.

А по нечетной стороне, где позднее поблизости расположился первый в стране общеизвестный американский ресторан, был снесен целый квартал зданий и вместо них разбит сквер с фонтаном.

Архитектура этого бульвара, действительно, поражает воображение и, наверное, мало кого оставит равнодушным после прогулки по этому удивительно живописно-романтическому месту.

Мы же солнечным ноябрьским деньком окунулись в предпраздничную, предновогоднюю атмосферу. На аллеях во всю велась подготовка к рождественско-новогодним ярмарочным мероприятиям, расставлялись неведомые зверюшки, чудо-деревца, радовавшие нас на протяжении полутора зимних месяцев, а деревья окутывались многокилометровыми гирляндами проводов с тысячами сверкающих лампочек.



В самом начале расположилась интересная фотовыставка на тему живой природы.







Конечно же, рассказать про каждый дом-домище-особняк, встречающийся на пути не получится в одном небольшом рассказе. Да и смысла впихивать невпихуемое я не вижу.

Хочется остановиться на особенно полюбившихся и, как мне кажется, интересных и заслуживающих внимания архитектурных объектах и детальках.

Шикарное здание почти на углу с Тверской улицей, особенно выделяющееся с наступлением сумерек, в нарядном свете многочисленных светодиодных огоньков,



завлекающих в свою мерцающую паутину, всевозможные мозератти, бентли, феррари и совсем скромные по здешним меркам бмвшечки и мерседесы,

не что иное, как бывшая городская усадьба И. Н. Римского-Корсакова, фаворита Екатерины II, состоящая из двух отдельно стоящих зданий: северного флигеля и главного дома. Под номерами № 24-26.

А прославился он тем, что, пробыв в фаворе всего-то полтора года, успел выпросить у императрицы столько денег и разных благ, что хватило ему их на долгую безбедную жизнь. В гости же к нему захаживал А. С. Пушкин. Дома эти были перестроены дважды: в 1841 и 1890 годах. Видимо сохранившийся дух и очарование этих строений вдохновило предпринимателей на создание в нем ресторана «Пушкин».



Здания, представленные нашему вниманию, по сути, новодел, весь обширный усадебный ансамбль, сложившийся в начале 19 века, был почти полностью разрушен. Но воспроизведение, как мне кажется, очень даже удалось.



Почти напротив еще одно, довольно известное здание.

Под номером № 23 сейчас находится драматический театр им. А.С. Пушкина.





Это бывшая усадьба Дмитриевых-Мамоновых. С 1914 года здесь располагался Московский Камерный театр под руководством А.Я. Таирова и его жены Алисы Коонен. С театром активно сотрудничал писатель Михаил Булгаков. В 1928 году здесь состоялась премьера пьесы «Багровый остров». В 1931 году здание было реконструировано под руководством архитектора Мельникова. В 1949 году Таиров был уволен и вместе с женой они покинули закрывшийся после этого театр. А в 1950 году в этом здании обосновался московский драматический театр им. Пушкина, в состав которого вошли прежние актеры.

А еще дом этот наполнен легендами и рассказами о неком призраке, поселившемся в здании.

Согласно одной из версий, душой его является актриса Алиса Коонен. Все дело в то, что "когда в пятидесятых годах власти выселили из него ее саму и ее мужа, режиссера Александра Таирова, она прокляла театр, т.к. в подобных заведениях в те времена требовалось восхвалять режим. Сделала она это, возможно, из-за сердечной обиды, т.к.

именно они с мужем являлись основателями театра. Не выдержав такого удара, Таиров попал в психиатрическую больницу, люди же впоследствии на посту руководителя менялись семь раз, что никак не шло на пользу престижности заведения. И только в 1991 году все изменилось и дела пошли в гору, так как театр был освящен. А актеры в этот момент увидели улетающую огромную синюю бабочку, вероятно, это была душа Алисы, которая обрела покой, простив обиды людям".


Вторая версия появления призрака связана со старым кладбищем, находившимся за зданием театра, на том месте, где ныне располагаются современные постройки.



Прямо за театром, по адресу Богословский переулок, дом 4, в который мы ненадолго заглянули, расположена церковь Иоанна Богослова, самое древнее строение в этих местах.



Возле нее, в петровские времена, были захоронены стрелецкие воины, поднявшие восстание. В 1922 году из храма были изъяты все ценности. А за всеми действиями наблюдали О.Э. Мандельштам и его жена, которая записала все тогда происходившее. По ее описаниям, "при входе в церковь никого не задерживали, всех пропускали. Священник, служивший тогда там, со слезами на глазах наблюдал за тем, как сдирают ризы и бросают иконы прямо на пол".

В 1932 году храм должны были снести, об этом, собственно, ходатайствовал, сам театр, но архитектор Д.П. Сухов выступил в защиту церкви. Тем не менее, в 1933 году его закрыли, разрушили купола, барабан, внутри расположились театральные мастерские, был организован склад для декораций и даже размещен столярный цех. Реставрировать храм начали только в 1970-х годах. Крест был изготовлен заново, была исправлена и колокольня.



А под № 17 сейчас находится жилой дом, бывшая доходка, построенная в 1879 году архитектором Эйбушитцем в стиле эклектики. Первоначально дом был 4-х этажным, и надстраивался уже в 50-е годы прошлого столетия.



Владение под этим номером окружает немало легенд и преданий. В начале 19 века здесь находился особняк пушкинской эпохи, в котором жил майор Осташевский. Перед домом хозяин устроил большой сад с прудом, куда приезжала веселиться московская знать, устраивались лодочные катания и фейерверки. Сад этот "засветился" в романе А. Ф. Писемского «Тысяча душ». Немалое впечатление произвели эти места и на Льва Толстого, который забредал сюда в детстве.



В 1864 году владение перешло к генерал-майорше В. Крекшиной. Первым мужем ее был обер-прокурор синода И. Пукалов, а любовником - Аракчеев. Вторым же ее мужем стал молодой офицер Крекшин. При ней был выстроен трехэтажный особняк довольно вычурной отделки, который она сдавала под квартиры. Просторные залы бельэтажа снимались под выставки и собрания. В конце 19 века в доме собирался «Артистический кружок» : А. Н. Островский, П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн ... В этом же доме впервые москвичам была показана специально привезенная из Петербурга картина К. Д. Флавицкого «Княжна Тараканова», которую позже приобрел П. М. Третьяков.



Ну а мы идем дальше…

Наверное, ни для кого не секрет, что здание, речь о котором пойдет дальше, является еще одной изюминкой Тверского бульвара.

Шикарнейший особняк под номером № 18 получил свой нынешний облик в начале 20 века. Ну а благодарить мы должны, некого иного, как великого Федора Осиповича Шехтеля. Проект был выполнен для Петра Петровича Смирнова, представителя того самого рода, водочных королей.



В 18 веке на этом месте находились владения Василия Васильевича Истлентьева – ротмистра конного гвардейского полка, затем в 1763 году участок с домом был выкуплен генерал-поручиком, Александром Григорьевичем Петрово-Солововым. После войны 1812 года место это принадлежало уже графу Владимиру Григорьевичу Орлову, а далее, в 19 веке, дом неоднократно переходил из рук в руки и перестраивался. В результате, к началу 20-го века, здесь появился ампирный особняк, который у в 1900 году был выкуплен у Николая Петровича Малютина, тогдашнего собственника этого места. Петр Петрович, выкупив особняк для своей семьи, раскошелился в те времена почти на 300 тысяч рублей.





К тому времени он состоял браке с Евгенией Ильиничной Морозовой, и в этот же год у них родился уже четвертый ребенок, дочь Ольга. Семья, порядком разросшись, уже не умещалась в шикарном отцовском особняке на углу Пятницкой улицы.



Поэтому Петр Арсеньевич, тот самый создатель водочной империи, решился на покупку дома для семьи сына. Вопросами реконструкции занимался сам Петр Петрович, ну а выбор столь известного зодчего был не удивителен. Ведь семейство очень плотно сотрудничало с Федором Осиповичем. Заказчик решил сделать особняк украшением Тверского бульвара, поэтому особое внимание было уделено именно уличному фасаду, главной изюминкой которого служит шикарный кованый балкон, огромные витражные окна, высокий аттик, украшенный лепниной.



Ничем не уступает по красоте и внутренне убранство особняка, все залы которого были оформлены в разных стилях. Имелся здесь и зимний сад с различными растениями и даже небольшим зверинцем.

К сожалению, пожить вдоволь в этом прекраснейшем доме семье не удалось. После смерти в 1910 году Петра Петровича, его жена Евгения Ильинична, прожила здесь с детьми до 1917 года. А после захвата власти большевиками, в надежде уберечь детей, вышла замуж за итальянца и уехала в Японию. К сожалению, детей вывезти не удалось.

В советские времена в доме находился народный суд и военная прокуратура. Затем пенсионный фонд и фирма "Мелодия".

В 2009 году в этих стенах после реставрации был открыт ресторан «Маруся», а ныне размещается Дом приемов и торжеств «Империя». На сайте этого заведения можно рассмотреть фотографии восстановленных внутренних интерьеров особняка.

http://dompriemov.ru/history/



Дом под номером №16, примыкающий к Шехтелевскому особняку, бывшая городская усадьба 19 века Н.А.Майковой.



Строение, предстающее нашему взору, новодел, появившийся после, так называемой реконструкции в 2005 году. Здание это было примечательно тем, что в нем снимал квартиру будущий известный правовед и публицист Б.Н. Чичерин.

Под номером №14 стр. 5 находится флигель бывшей усадьбы, также 19 века, построенный архитектором В. Мясниковым. Этот же образец послепожарной Москвы как и вся усадьба, с конца 19 века и вплоть до Октябрьской революции находились в собственности семьи Кириковых.



После прихода большевиков, здесь были устроены обычные коммунальные квартиры.

В 1924 году трехкомнатную квартиру в полуподвальном помещении снимал писатель Всеволод Иванов – автор пьесы «Бронепоезд». Частенько в гостях у него бывал Сергей Есенин. По воспоминаниям хозяина, "тот любил лежать на спине, на голом полу, у пылающего камина и читать свои стихи".

Сейчас памятник поэту находится неподалеку. Установлен он в 1995 году к столетию со дня рождения Сергея Есенина.







А под все тем же № 14, но уже стр. 4 расположен старый особняк конца 18 века.

После пожара 1812 года здание неоднократно перестраивалось, из-за чего первоначальный, классицистический декор был утрачен, взамен же появилась лепнина второй половины 19 века. Дом отделен от тротуара небольшим палисадником за узорной металлической оградой. Ныне здесь располагается гостиница под названием "Восток-Запад".



А под номером 14 стр.1 находится административное здание ТАСС 1998 года постройки, архитектора Д. М. Деева.





Напротив всех этих строений до сих пор растет, чудом уцелевший, старый дуб, росший еще у валов Белого города до устройства бульвара в 1796 году.





Дома светло-зеленого цвета, под номерами №№10 и 12 сейчас практически слились в одно целое. И не так уж легко определить, где нынче заканчивается один, и начинается другой дом. Тем не менее, при пристальном разглядывании, фасады все же имеют отличия.

Дом под № 12, был построен в 1891 году для Нижегородско-Самарского Земельного банка известным архитектором К.М. Быковским.





В 1909 году дом был перестроен архитектором И. И. Рербергом.



А в 20-х годах прошлого века здание было достроено для общежития Народного комиссариата финансов архитектором И. А. Ивановом-Шиц.



Под номером же № 10 ранее располагалось ТАСС.



Здание было построено в 1908 году по проекту архитектора Н. Г. Лазарева. Дом этот ранее принадлежал лучшей женской портнихе Москвы, так называемой «русской Шанель», Н. М. Ламановой, автору костюмов первой постановки «Вишневого сада», а также первым советским, известным и полюбившимся фильмам, таким, как «Цирк», «Поколение победителей», «Александр Невский».

В 1938 году дом был надстроен архитекторами Н. Вишневским и В. Воробьевым.

Композицию красивого фасада шестиэтажного здания отличает подчеркнутая плоскостность, с обилием ордеров и лепнины.



Семиэтажный доходный дом в стиле неоклассицизма под номером № 8 принадлежал стоматологу В.Ф. Греффе и был построен по проекту архитектора Н.Г. Лазарева. До революции здесь располагался так называемый «Дом песни» баронессы Марии Алексеевны Олениной д'Альгейм.



А примыкающий к нему дом под 6-ым номером,



известен как дом Коробковой, или дом Санкт-Петербургского общества страхования, хотя зданием владело так же и Товарищество Ярославской Большой мануфактуры.

Построен он был в 1902 году архитектором А. У. Зеленко и позднее перестроен по проекту А. Ф. Мейснера.

Это здание, одно из самых интересных сооружений раннего московского модерна, к сожалению, неоднократно подвергалось реконструкциям. Поэтому многие детали фасада были утеряны.

Когда-то дом был украшен сверху башенкой с восседающим на ней драконом. Оконные рамы были выполнены в виде паутины. А на фасаде "поселились" совы, ласточки, летучие мыши. Под карнизом тянулся узкий балкончик, похожий на навесной мостик. До наших дней сохранились необычные ограждения балконов и лоджий в виде огромных орлов, распростерших свои крылья.





Про находящийся под номером № 11 особняк Ермоловой я подробно рассказывала, когда посещала его с экскурсией в рамках проекта "Выход в город"

http://www.otzyv.ru/read.php?id=150935



По соседству с этим милым небольшим эклектичным особнячком находится довольно помпезное и внушительное здание под номером № 9, построенное в 1906 году по проекту архитектора И. Г. Кондратенко для одного из богатейших московских домовладельцев - Коровина.



Фасад смотрится довольно таки изящно. Украшают его легкие балконы с коваными решетками, красивые эркеры. В центре фасада находится высокая арка, ведущая во внутренний двор, закрытая ажурными воротами. Подняться наверх можно по широкой лестнице, подъезды украшены лепниной.

Дом этот связан с именами Пастернака и Маяковского.

имой 1915 года в сравнительно дешевой квартире верхнего этажа у певицы Зинаиды Михайловны Синяковой (Мамоновой) поселились ее младшие сестры, приехавшие в Москву из Харькова — Мария, Надежда, Вера и Ксения. Они стали собирать в своей квартире московскую художественную молодежь. В своей автобиографической повести «Охранная грамота» Б. Пастернак пишет: «Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер С-х — З.М.М-ва. Ее посещали. К ней заходил замечательный музыкант И.Добровейн. У ней бывал Маяковский. ..Маяковский редко являлся один. Обыкновенно его свиту составляли футуристы, люди движенья. В хозяйстве М-вой я увидал тогда первый в моей жизни примус. Изобретенье не издавало еще вони, и кому думалось, что оно так изгадит жизнь и найдет себе в ней такое широкое распространенье ».

Следующее строение по нечетной стороне бульвара, под номером № 7, знаменитая "Романовка", доходный дом «Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского Университета» построенный в 1882 году архитекторами В. П. Загорским и Н. Д. Струковым.





В середине 18 века земля на этом участке принадлежала полковнику Василию Владимировичу Грушецкому, перешедшая затем к Голицыным, один из которых построил в 1770-х годах большой дом по проекту Матвея Казакова. Около ста лет казаковский ансамбль сохранялся без изменений. Но в 1880-х годах трехэтажные флигели были соединены между собой и надстроены, таким образом образовав вытянувшееся вдоль Тверского бульвара четырёхэтажное здание, получившее по имени владельца название "Романовка", в которой размещались дешевые меблированные комнаты, где

селились ученики консерватории и Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В конце 1890-х годов в Романовке открылся музыкальный салон. У поселившегося в ее номерах известного музыкального деятеля С. Н. Кругликова собиралась вся труппа Русской Частной оперы С. И. Мамонтова. Частенько захаживали сюда и Римский-Корсаков, и Константин Коровин и М. А. Врубель. Любил петь у Кругликова даже сам Шаляпин. В непринужденной обстановке здесь проходили первые репетиции опер для мамонтовского театра.

А когда был создан Московский художественный театр, и пока шло строительство нового здания на Камергерском, здесь проходили репетиции его спектаклей.

На четной стороне, на пересечении с Никитской улицей, под номером № 2 ныне находится здание ИТАР-ТАСС.

Построено оно было в 1977 году под руководством архитектора В.С. Егерева.





В первую очередь здание обращает на себя внимание крупными окнами-экранами, которые не соответствуют реальному поэтажному членению постройки.

Бытует мнение, что изначальный проект предусматривал строительство в два раза выше. Также примечателен и тот факт, что идея постройки окон в три этажа была взята у И.И. Рерберга и его Телеграфа на Тверской улице.

Ранее на этом месте, в 19 веке, находился публичный дом, "расформированный" после соответствующего указа императора.

Угловой шестиэтажный дом с башенкой, расположенный на противоположной, нечетной стороне под номером № 1 был построен в 1949 году архитекторами Н.Н. Селивановым и К.Д. Кисловой для военнослужащих.



Примечательно, что фасады здания, выходящие на Малую Никитскую и на бульвар неравнозначны. Длинный фасад, простирающийся вдоль улицы, не имеет декоративного убранства, в отличие от узкого бульварного, выполненного в неоклассическом стиле.

Украшают дом шесть глубоких лоджий, которые разделены колонками с капителями и балюстрадой.

Напротив здания ТАСС ныне находится театр «У Никитских ворот», основанный в 1983 году драматургом и режиссером Марком Розовским.





Ранее дом этот принадлежал Лобановым-Ростовским, здесь же прошли детские и юношеские годы Н.П. Огарева. В свое время в здании находился Торгово-промышленный музей кустарных изделий. А с 1913 года располагался кинотеатр «Унион», затем с 1939-го - Кинотеатр повторного фильма.

Это здание, под номером № 14, числится уже по следующему бульвару,

 

Никитскому

, на который мы плавно переместились…

Бульвар этот довольно короткий, всего 530 метров в длину.

Назван так по основанному еще в 6 веке в этих местах женскому Никитскому монастырю. Который был построен на месте разрушенной церкви Никиты, что находилась у Ямского двора. А основан он был Никитой Захарьиным-Юрьевым, отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Фёдоровича. Находившиеся же неподалеку от стен монастыря ворота Белого города были названы, соответственно, тоже Никитскими.



После Октябрьской революции монастырь упразднили, а к 1933 году его окончательно снесли. На этом месте, в 1935 году, возвели электроподстанцию для строящегося метрополитена. Остались лишь кельи постройки 17 и 18 веков по Большому Кисловскому переулку.

Интересен также тот факт, что благоустройство нынешнего Бульварного кольца началось именно от места расположения Никитских ворот. И только потом очередь дошла до площадей Петровских и Арбатских ворот.

Облагораживаться Никитский бульвар начал в 1812 году, после пожара. На месте стен Белого города высадили липовую аллею. А вместо выгоревших деревянных домов, составлявших большую часть строений, началось активное строительство каменных. Архитектором был назначен В.П. Стасов. По его проектам здесь начали возводить двухэтажные, в большинстве своем, гостиницы. Именно это послужило фактором заселения этих мест студентами и представителями купечества. И в отличие от соседнего Арбата, на Никитском бульваре было значительно меньше лавок. Со временем, сословие проживающих, конечно же, менялось, что естественно сказалось и на изменении архитектурного стиля бульвара. В 1950 году бульвар переименовали в Суворовский, в память о великом полководце.

А после строительства туннеля он лишился части своих территорий.

Прежнее название было ему возвращено в 1993 году.

Несомненно, одним из главных украшений этих мест служит комплекс зданий под номером № 12 (со строениями), спроектированный великим архитектором Доменико Жилярди. Перед нами предстает выдающийся образец московского ампира начала 19 века. Усадьба была построена для дворян Луниных на месте сгоревшей во время пожара 1812 года. К концу 1818 года в ней были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который стал жилым домом семьи Луниных. С самого начала усадьба задумывалась как многофункциональный комплекс, имеющий два изолированных двора со своими воротами.



Петр Михайлович Лунин, был дядей декабриста М.С. Лунина и известен как участник русско-турецкой войны. Кроме того, именно он первым принес в 1774 году известие императрице о взятии Пугачева, опередив официального гонца князя Лобанова-Ростовского, за что получил чин полковника. Единственная дочь Петра Михайловича, Екатерина, закончила Болонскую филармоническую академию в Италии. В 1820 году в возрасте 33 лет она вышла замуж за итальянского камерного певца Миньяно Риччи. Поселилась чета в доме отца, на Никитском, где они часто устраивали оперные концерты и музыкальные вечера. Но в 1828 году супруги расстались. И бывший муж уехал на родину в Италию. Еще до полного окончания строительства, главный дом был продан владельцами Государственному коммерческому банку. А в 1823 году банк приобрел и остальную часть владения. С 1860 года он был реорганизован и получил название Государственного, размещаясь в этих стенах до 1917 года. С 1970 года и поныне в роскошном особняке располагается музей Востока.

Еще один дом, под тем же 12-ым номером, внушительное семиэтажное здание, занимающее большую часть квартала, было построено в 1915 году архитектором Б.М. Нилусом для квартир служащих Министерства финансов Российской империи.





На противоположной стороне обращает на себя внимание строение под номером № 15, построенное в 1911 году архитектором Александром Гребенщиковым.



Дом остался как бы не завершенным, без пышной облицовки.

Под номером № 11 находится еще одна усадьба, известная с 18 века. В начале 19-го в ней проживали Власовы, по фамилии которых она и названа.



Дом этот был построен в 1820-е годы для Голицыных и М.Г. Дашкевича.

Архитекторами усадьбы в разное время были И.М. Цвиленев, С.Н. Рыжов, В.Н. Основский. Деревянный дом с мезонином, был впоследствии дополнен каменными флигелями в стиле эклектики, сейчас фасад на удивление жутко обезображен рекламой, чего почти уже не встретишь на центральных улицах города.



Усадьба эта не раз перестраивалась и видоизменялась, но архитектурная стилизация в стиле классицизма и изысканный декор конца 19 века придают ему особую уникальность.



Рядом высокий, массивный дом под номером №9, прямо таки увешан разными мемориальными досками.



К сожалению, сам дом в объектив не поместился, переходить дорогу в этом месте довольно проблематично.

Располагается здесь так называемый "Дом полярников"



В 30-е годы за их подвигами следила вся страна. В разные годы тут жили Г.А. Ушаков, М.П. Белоусов, Н.Н. Зубов, А.В. Ляпидевский, И.И. Черевичный, П.П. Ширшов.



Далее, под номером № 7 (со строениями) снова особняк. Уникален он тем, что здесь жил и умер Николай Васильевич Гоголь. И именно в этом доме он сжег свой знаменитый второй том "Мертвых душ". Кроме того, на сегодняшний день это единственный сохранившийся дом в Москве, где писатель жил продолжительное время, с 1848 по 1852 годы. В 2009 году в этих стенах был открыт единственный в России музей великого классика. Тут же действует научная библиотека.



Во дворе в небольшом скверике установлен памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.А. Андреева. В 1959 году его перенесли сюда с Гоголевского бульвара, где по приказу Сталина установили другой памятник.



Изначально же, еще в 17 веке в этом месте располагалось владение Салтыковых, перешедшее впоследствии стольнику Бутурлину. В конце 18 начале 19 веков усадьба принадлежала жене камергера М.Ф. Салтыковой. В это время отдельно стоявшие здания усадьбы были объединены в одно. В начале же 19 века владельцем усадьбы стал коллежский асессор Д.С. Болтин. При нем была сделана пристройка к главному дому, а в 1809 году был построен двухэтажный служебный корпус. В 1812 году во время пожара, деревянные постройки сгорели, а каменные здания довольно сильно пострадали. С 1816 года усадьбой владел генерал-майор А.И. Талызин, восстановивший усадьбу. Затем, в середине 19 века, владение перешло к титулярной советнице Талызиной. В том же году верхний этаж дома снял граф А.П. Толстой, а вскоре его жена А.Г. Толстая купила всю усадьбу. В декабре 1848 года в дом Толстых переехал Н.В. Гоголь. Здесь писатель прожил свои последние годы и скончался в марте 1852 года.

С 1878 года усадьбой владела Н.А. Шереметева, вдова действительного статского советника. А уже в 1912 году на месте служебного корпуса усадьбы по проекту архитектора Д.М. Челищева было возведено новое здание. Последней владелицей на Никитском бульваре была М.В. Каткова. Затем, после революции, усадьба была национализирована. В советское время здесь располагалось постоянное представительство Киргизской ССР при Совете министров СССР. А часть дома занимала редакция журнала «Радио и телевидение».



И вот такой вид открывается нам на противоположную сторону.



Дом под № 10 ныне принадлежит Сбербанку.

В 19-ом же веке строение принадлежало княгине В.В.Голицыной, сохраняя элементы здания 17 века. Примыкает к нему великолепное 6-ти этажное строение, в стиле ампира.

С середины 1900-х годов до начала 1910-х здесь жила певица А.В. Нежданова, а с 1918 по 1930 год помещалось издательство братьев Сабашниковых, выпустивших много ценных и полезных книг. Небольшой особнячок в углублении, под номером № 8а, бывшая усадьба 18 века князей Гагариных, просуществовавшая до пожара 1812 года. Из каменных построек сохранился только флигель, который был восстановлен и перестроен в качестве главного дома. В 1820–30-е годы им владела Анастасия Михайловна Щербинина – дочь княгини Екатерины Романовны Дашковой.



В этом доме на балу у Щербининой в 1831 году со своей молодой женой танцевал Александр Сергеевич Пушкин. В 1836 году владельцами особняка стали графы Головкины. А в 1872 году усадьбой владели купцы Прибыловы, "Ситцевые короли". Спустя пять лет дом был перестроен по проекту архитектора Александра Вивьена. Изящный фасад сохранился до наших дней, как и нарядная чугунная ограда.

До революции домом владела купчиха Софья Александровна Макеева – наследница Прибыловых. Затем в нем разместился Дом печати, где читали свои стихи Есенин, Маяковский, Мариенгоф, Брюсов и Блок. А в декабре 1925 года в этих стенах в последний путь провожали Сергея Есенина. С 1938 года особняк на Никитском бульваре известен как знаменитый "Домжур"- Дом журналиста. В наши дни здесь практически ежедневно проводятся различные мероприятия. Проходят фестивали, творческие вечера и концерты. Внутри сохранились прекрасные интерьеры 19 века, бальная зала, каминный зал, Розовая и Голубая гостиные, парадная лестница.



Далее, перейдя Новый Арбат, перед нами открывается панорама Арбатской площади.

Добавил: Julia (25.03.2015) Просмотров: 1543
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]