Начало здесь, часть 1.
Полюбовавшись на очередной Мельниковский шедевр, мы отправились в обратную сторону.
По нечетной стороне под номером №30 перед нами предстает строение уже более позднего периода. Этот дом был построен в 1939 году архитектором К. И. Джус-Даниленко.
На развилке Авиамоторной и Проектируемого проезда, у подножия брежневской башни, небольшой скверик с памятником – бюстом Кузнецову Виктору Ивановичу, являвшегося членом неформального Совета главных конструкторов С. П. Королёва.
И возглавившего в 1947 году отдел по разработке гироскопических командных приборов для баллистических ракет в НИИ радиоэлектроники "Альтаир".
Рядышком, в доме № 55 как раз и находится это самое НИИ прикладной механики имени Кузнецова.
Под номером №51, еще один жилой дом, построенный архитектором К. И. Джус-Даниленко. Все в том же 1939 году.
Мы, конечно же, не удержались, заглянули в арку и внутренний двор.
Далее по курсу, небольшой мемориальный парк, появившийся здесь сравнительно недавно, в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне. В парке находится некая конструкция, выполненная в виде раскрытых книг, на которых выгравированы названия организаций и институтов, работавших на общую Победу.
Ну и мемориал войнам-победителям, конечно же, тоже присутствует.
За парком, перпендикулярно Авиамоторной, находится небольшая улочка, с довольно милым и интересным названием - Пруд Ключики. Названа она так была в 1948 году по пруду Ключики, располагавшемуся ранее в верховьях реки Нищенки, нынче заключенной в коллектор.
А если углубиться в историю, то известно, что еще в 14 веке на высоком бугре у пруда Ключики, который славился прозрачной родниковой водой, было расположено село Карачарово. Однако после разорений во времена Смутного времени Карачарово было перенесено на своё нынешнее место, на Рязанскую дорогу.
Сейчас здесь расположился еще один небольшой квартал Дангауэровской слободы.
Два дома, в конструктивистском стиле, под номерами № 3 и 5 были построены в 1928 году архитектором А. П. Вегнером.
Здесь выделяются угловые фасады, с опоясывающими их балконами. Наибольший интерес представляет монументальный дом под № 5, отгораживающий треугольный двор. Вместо одной угловой секции, в этом здании сделано два таких повышенных элемента.
А дом под № 3 также одно время был заселен американскими специалистами, жившими в СССР. Он имел высокую проездную арку и балконы с глухими парапетами на углах.
Дома эти занимают ассиметричный участок, выходящий к железной дороге.
Во дворах здесь разбит небольшой, благоустроенный парк, по дорожкам которого можно добраться до станции "Новая", рязанского направления. Станция была открыта в 1942 году и такое название получила вполне закономерно.
Из сквера открывается вид на монументальное сталинское строение под № 26, относящееся уже к шоссе Энтузиастов.
Причем, всей своей красотой выходящее как раз во внутренний двор, и смотрящее на проезжающие мимо поезда.
А вот такие НА районе живут рекламные умельцы…
Пчелы из шариков, дешево и сердито. Район-то пролетарский, тут не до шику)
Улица Авиамоторная довольно длинная, и простирается далее, после пересечения с шоссе Энтузиастов. Свое нынешнее название получила в 1933 году, благодаря рядом расположенному Центральному институту авиационного моторостроения. В 1950 году улица была увеличена на два проезда Центральный и Перовский.
Ранее название ее звучало более мило и сентиментально, называлась она – Первая Синичкина улица по речке Синичка, ныне заключённой в подземную трубу. А еще раньше, до 1917 года носила название Первая улица Всехсвятской Слободы, в свою очередь, по находившейся в этих местах церкви Всех Святых.
На перекрестке рядом со станцией метро, обращает на себя внимание здание, с огромной надписью Лефортово на фасаде.
Когда-то в этом доме находился кинотеатр Факел.
Если обернуться, перед нами предстает монументальное строение серого цвета с примыкающим к нему как раз тем самым красивым кусочком дома под номером №26, основной фасад которого выходит на железнодорожное полотно.
И еще парочка интересных местечек, которые нам удалось обнаружить на Авиамоторной, пройдя сквозь вереницу торговых заведений и череду общепитовских забегаловок околометрошной тусни.
Под номером №14 жилой дом, постройки 1937 года. Выделяется небольшими балкончиками с интересной обрешеткой.
Напротив небольшая зеленая зона, сквер имени Калинина, с памятником Михаилу Ивановичу.
Чуть дальше, по нечетной стороне начинается квартал небольших домиков-скворечников.
Для нас такие строения диковинкой не являются, более того, долгое время я проживала аккурат напротив такого домишки, находящегося неподалеку от станции метро Аэропорт и Красноармейской улицы. В нашем дворе такой домик был прозван "Кошкин дом",и был популярен во всей микрорайонной округе.
Домики эти были выстроены в четыре-пять этажей, в 1956 году и имеют даже серию, МГ-1.
Еще один дом в конструктивистском стиле, под номером № 8, постройка 1930 года.
После прогулки по здешним окрестностям мы немного прокатились по району Лефортово. Многочисленные Краснокурсантские дорожки привели нас в район бывшего завода "Серп и молот".
Сейчас его огромная территория представляет из себя огромнейшую стройку. На заборе присутствуют объявления о проводящейся реконструкции… Но скорей всего на месте фабричных корпусов появятся очередные бизнесцентры и жилые кварталы.
Район Золоторожки вокруг улицы Сергия Радонежского сам по себе интересен и самодостаточен, и, конечно же, заслуживает отдельной прогулки.
Но проехать мимо еще одного шедевра эпохи конструктивизма, мы не смогли.
Неподалеку от небольшого и тихого Гжельского переулочка, вот с такими милыми домиками
Находится бывший клуб-дворец, бывшего завода "Серп и молот".
Чистится строение по улице Волочаевская д. 11/15.
Проскочить даже сейчас, мимо нынешней, увядающей красоты невозможно.
Дворец культуры был построен в 1929-33 годах по проекту известнейшего архитектора Игнатия Милиниса, участвовавшего в строительстве знаменитого дома Наркомфина на Новинском бульваре вместе с Гинсбургом.
Здание задумывалось как крупный общественный центр для союза металлистов.
Несмотря на то, что Милинис на архитектурном конкурсе занял лишь второе место, но именно его проект был принят на рассмотрение и утвержден к осуществлению из-за наиболее удачного использования участка. Здание возвышается на крутом склоне холма у стен Спасо-Андроникова монастыря.
Два огромных корпуса — клубно-спортивный и театральный находятся перпендикулярно друг другу и первоначально были соединены переходами на столбах. Еще один зал, Театральный с фойе с широкой лентой горизонтального остекления, перекрыт сводом и хорошо просматривается на фасаде. А примыкает к этому корпусу длинный изогнутый козырёк над главным входом, своеобразная изюминка этого строения.
До недавнего времени рядом с главным входом красовалась фигура "Сталевара" или "Металлурга". Судя по фотографиям в сети, большой дядька стоял в спецовке и с защитными очками. Возможно, конечно, что на период стройки ее куда-то перенесли. Но скорее всего, сталевара мы больше не увидим.
В двух узких и длинных залах размещались клубные помещения и спортивный зал.
А техническая библиотека, находящаяся здесь, была одной из лучших в Москве.
К сожалению, в своем первоначальном виде здание до наших дней не дожило.
Еще в начале 50-х годов прошлого века, в ходе крупной реконструкции, были изменены фасады, интерьеры были украшены штукатурными пилястрами, розетками и другими совсем не соответствующими конструктивистской архитектуре, деталями.
Была изменена и наружная лестница, ведущая на холм к главному входу, на которой появились, очень модные в те времена, вазоны.
Позднее, в 1970-е годы между опорами корпуса-перехода были встроены дополнительные помещения.
В 1980-е годы дворец культуры являлся одной из самых популярных рок-площадок Москвы, а в лихие постперестроечные, с 1993 по 2002 –й там был открыт не менее известный гей-клуб «Шанс». Многие помещения в те времена сдавались
в аренду, спортзал под сводчатой кровлей был разобран.
В середине 2000-х началась реконструкция по какому-то неизвестному проекту, практически были уничтожены и демонтированы интерьеры зрительного зала, вестибюля, заменена кровля. Затем работы приостановились, и до сих пор все здесь пребывает в состоянии так сказать "нестояния". По слухам собственник начал готовить здесь новое помещение для также небезызвестного клуба "Дягилев". Работы велись без каких-либо согласований с Москомнаследием и утвержденных проектов. А ведь несколько лет назад здание было заявлено на госохрану и ожидало научной реставрации. Кроме того, предполагалось полностью восстановить его первоначальный конструктивистский облик.
Как на этой старой фотографии 30-х годов.
Сейчас вокруг жуткое запустение, на подступах жуткая грязюка, кругом следы жизнедеятельности прослойки общества с самой, наверное, низчайшей социальной ответственностью.
По всему периметру здание окружено забором и несколькими слоями колючей проволоки. Присутствует и будка охранника, но каких-либо признаков жизни мы не обнаружили.
Заметно, что сравнительно недавно, появилось новое остекление, и на этом работы, судя по всему, остановились. Дождемся ли мы когда-либо в обозримом будущем возрождения этого легендарного творения, очень большой вопрос. Ведь куда проще перекладывать по энному разу километры плитки…
Немного расскажу и за Гжельский переулок, раз уж получилось тут невольно оказаться. Нынешнее название он получил еще в 19 веке, по жившим здесь выходцам из небезызвестного подмосковного села Гжель, являющимся центром производства фарфоровых изделий. Прежнее же его название весьма банально - Безымянный. Начинается он от Андроньевского проезда и Волочаевской улицы, направо к нему примыкает улица Прямикова, за которой переулок проходит по территории предприятия и соответственно, проход по нему перекрыт. А заканчивается на улице Золоторожский Вал.
Закончилась наша прогулка посещение еще одного места, но уже совсем из другой эпохи…
Просто напросто невозможно было пройти мимо древнейшей обители Москвы. Ведь буквально в двух шагах от дворца культуры находится Спасо-Адроников монастырь.
И страшно подумать, в последний раз я была тут, наверное, лет тридцать назад, когда еще учась в школе, с классом приезжала сюда на очередной субботник. Тогда, в начале перестроечной эпохи, становилось хорошим тоном помогать в восстановлении и благоустройстве такого рода мест.
Воспоминания, конечно же, сохранились смутные. Но помню, как мы лазили по монастырской стене, разгребали от мусора бывшие монастырские помещения, уже тогда восторгаясь древними стенами, сумевшими сохранить на протяжении почти векового советского периода свой первоначальный шестивековой облик.
Конечно же, уцелеть великой обители удалось не без стараний не менее великих людей, реставратора Петра Барановского и художника Игоря Грабаря.
А ведь свою летопись монастырь ведет аж с 1361 года. Основателем его является митрополит Московии Алексий.
"
Когда в 1358 году Алексий отправился с визитом в Константинополь, то по пути он попал в сильнейший шторм в районе бухты Золотой Рог. Именно тогда митрополит и дал обет, что в случае спасения в Москве будет построен собор во имя того святого, чествование которого проходило в этот день. Непогода пришлась на день празднования Спаса Нерукотворного.
Вернувшись в Первопрестольную митрополит закладывает Спасский монастырь в районе Заяузья. Его центром становится собор во имя Спаса Нерукотворного, построенный в то время из дерева ".
"Настоятелем в новом монастыре стал один из любимейших учеников Сергия Радонежского монах Андроник, со временем причисленный православной церковью к лику святых, после чего монастырь и стал называться Спасо-Андрониковым."
В месте, где находится обитель, ранее проходил путь из Москвы в Золотую Орду, на которую сначала выходил князь Московский Всеволод Юрьевич для встречи хана Батыя. А затем вышел в поход против Тамерлана другой князь - Василий Дмитриевич.
Также по этой дороге можно было попасть из Москвы в Нижний Новгород и далее на Урал и в Сибирь. Со временем тракт стали называть Владимиркой, сейчас это нынешнее шоссе Энтузиастов.
Так же, практически рядом с обителью благословил в поход войско Дмитрия Донского митрополит Киприан.
Отметились здесь и такие люди как Тохтамыш и Наполеон. В 1812 году монастырь был разграблен, а затем сожжен наполеоновскими солдатами.
А что касается его построек, самой древней из них является Спасский собор, выстроенный из камня в 1420 году, и сумевший сохраниться до наших времен.
Знаменит он и тем, что стены его расписывали великие зодчие того времени, Даниил Черный и Андрей Рублев. Последний из них принял здесь постриг и продолжительное время оставался в обители, как монах.
Памятником Андрею Рублеву мы можем любоваться в небольшом сквере, находящимся перед главным входом в монастырь.
Оба мастера умерли в этих стенах и были похоронены на территории обители.
Считается, что Андрей Рублев захоронен в Спасском соборе, но на самом деле доподлинно это, увы, не известно.
При игумене Митрофане, в 1506 году в Андрониковом монастыре была построена одностолпная трапезная, а позднее, по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. А в среднем устроили церковь Михаила Архангела. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.
В конце восемнадцатого столетия стены монастыря были отстроены в камне, на территории была построена внушительных размеров надвратная колокольня, уступавшая по высоте лишь колокольне Ивана Великого в Кремле. Автором этого чуда стал известный архитектор Родион Родионович Казаков. В нижнем ярусе на средства купца С. П. Васильева была устроена церковь святого Симеона Богоприимца.
К сожалению, надвратную колокольню спасти не удалось, в 30-е годы, во времена советской власти она была уничтожена.
Та же участь постигла и находящийся на территории некрополь, являвшийся местом захоронения многих известных дворянских родов. "Упокоились здесь родители и многочисленные родственники российской царицы Евдокии Лопухиной, представители именитых родов Барятинских и Трубецких"
Восстановлена ныне могила основателя русского театра – Федора Волкова.
После революции монастырь был закрыт и до 1922 года в нем размещался один из первых лагерей для политических заключенных. Затем была колония для беспризорников. А в 1928 году территория его была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, было устроено порядка 200 комнат для рабочих.
И только благодаря стараниям Барановского и Грабаря, в 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника, что спасло ее от разрушения.
Ко дню празднования 800-летия основания Москвы в монастыре открывается «Музея древнерусской живописи имени Андрея Рублева».
Находится он в Архангельском соборе и существует здесь поныне. В Спасском же соборе возобновлены богослужения.
Восстановлены братский корпус, настоятельные покои, духовное училище.
Поражают своим величием белокаменные, оштукатуренные монастырские стены.
Мы на этот раз ограничились лишь прогулкой, заранее не подготовившись, без юбки и платка в стены старинного храма решили не заходить.
Также, до лучших времен решено было отложить и посещение музея.
Зато познакомились с местным хвостатым пухликом.
И полюбовались чудесными видами, открывающимися с холма на близлежащие окрестности в этот солнечный весенний денек.
Необычный ракурс открывается нам на центр дизайна Артплей, а по старому мосту через Яузу, обгоняя другу друга, шустро мчатся ярко-красные ржд-шные электрички…
Думаю, что непременно нужно будет повторить прогулку через месяцок - полтора, когда здешние сады приоденутся в свой белоснежный майский наряд.
Tripster - экскурсии от местных жителей
Sputnik8 - онлайн-бронирование экскурсий
Vivaster - туры и экскурсии по всему миру
|