День культурного наследия в этом году для меня оказался несколько растянутым.
Дело в том, что еще в марте я подавала заявку на посещение какого-либо посольского особняка. На фейсбуке был выложен довольно внушительный список «иноземцев», занимающих в Москве старинные и красивые здания. Предлагалось выбрать себе что-то по душе и отправить заявку на даты 18 апреля или 18 мая.
Почти накануне праздника меня обрадовали звонком, что 23 апреля нас с мужем ждут на экскурсии в посольстве дружественного и любимого многими россиянами солнечного острова Кипр на Поварской улице, где с 2004 года в бывшем особняке Дункер очень неплохо обосновались греки-киприоты.
Хоть и в пожеланиях в письме-заявке были указаны несколько другие адреса (Спасо-Хаус и Французское посольство), тем не менее... Ведь не каждый день и не любому встречному удается заглянуть за красивые стены неоренессансного фасада дома №9 по Поварской улице.
Нашим рассказчиком и сопровождающим (не считая дядю милиционера) в этот раз оказалась гид, Татьяна Воронцова, знакомая многим по прогулкам «КиноМосква», которые она проводит в рамках проекта «Выход в город» и в рамках собственного проекта «ПрогулКино».
http://progulkino.livejournal.com/78572.html
Лично я оказалась на ее экскурсии впервые. И первые впечатления оказались довольно положительными.
Экскурсия началась возле самого дома, где мы заслушали небольшой экскурс в историю и полюбовались внешними красотами.
Еще в 18 веке на месте этого владения располагалась усадьба князей Хованских. Основное пространство занимал сад, а некоторые постройки выходили на сторону нынешнего Молчановского переулка. Но обедневшие князья во второй половине 18 века продали усадьбу отставному майору Казакову Н.А., который провел глобальную перепланировку участка и заложил основу нынешнего здания.
Его наследник, генерал-лейтенант, командир лейб-гвардии Преображенского полка Иван Чертков, выйдя в отставку, также посвятил немало времени благоустройству этого кусочка Москвы. Но пожар 1812 года не обошел и эту местность, практически все труды предыдущих владельцев были уничтожены. Но уже менее чем через год, осенью 1813 года, особняк Черткова был вновь отделан.
В первой половине 19 века в нем жила жена обер-прокурора Ивана Антоновича Пукалова, Варвара Петровна, фаворитка Аракчеева, который стал первым примечательным посетителем особняка, заезжавшей к своей фаворитке на ночные кутежи, гремевшие на всю Москву.
Дело в том, что существует легенда, что некая гадалка Ленорман нагадала Вере Петровне, что та умрет ночью в своей постели. Поэтому мнительная жена обер-прокурора и устраивала по ночам балы, вернисажи и игры в преферанс. Интересно, что точной даты ее смерти так и не установлено. Возможно, что до сих пор где-то кутит аракчеевская фаворитка.
В середине 19 века бывшая усадьба была раздроблена и распродана по частям. С тех пор владение под современным 9-ым номером существует в своих нынешних границах.
Жилые постройки в 19 веке сдавались в аренду. И в 1867 году здесь поселился известный библиофил и коллекционер Иван Васильевич Щапов, обладавший крупнейшей в России коллекцией иллюстрированных книг, которую после своей смерти завещал Историческому музею. К тому времени главный дом владения приобрел очертания, частично дошедшие и до нашего времени.
А с 1873 по 1892 год усадьбой владел потомственный почётный гражданин, совладелец Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий Давид Абрамович Морозов, младший брат Абрама Абрамовича Морозова мужа Варвары Алексеевны Хлудовой.
Далее, в 1892 году он продает усадьбу Елизавете Дмитриевне Дункер — дочери известного предпринимателя и коллекционера Д. П. Боткина, которая ко всему прочему была племянницей поэта А. А. Фета.
В 1889 году она вышла замуж за инженера Константина Густавовича Дункера. А вскоре после свадьбы умирает ее отец, и Елизавета Дмитриевна получает неплохое наследство, на деньги которого молодая чета покупает, а затем и обустраивает и перестраивает дом.
Константин Густавович кардинально подходит к этому вопросу, решая существенно перестроить дом, и приглашает для этого довольно известного в то время московского архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова, ранее работавшего в мастерской Шехтеля.
Он спроектировал для Дункеров двухэтажный особняк с элементами классического ордера, кардинально изменив композицию здания, сместив влево парадный вход и сделав ряд пристроек. По его проекту была пристроена восточная часть, занятая парадным вестибюлем с лестницей и кабинетом.
Нарядный особняк мог достойно представлять своих хозяев в этом районе и претендовал на то, чтобы показать, что Москва не так уж много потеряла с безвозвратным уходом из жизни прекрасных старых дворянских усадеб.
По инициативе Константина Густавовича в доме были проведены водяное отопление, электричество и лифт, что являлось большой по тем временам редкостью. Лифт же в этом двухэтажном особняке использовался в качестве подъемника для стола с едой из кухни в комнаты, чтобы по возможности избавить хозяев от постоянного присутствия на их глазах прислуги.
Но долго прожить в новом доме супругам Дункер не удалось . Константина Густавович вскоре умирает. А Елизавета Дмитриевна снова выходит замуж. И в этот раз, за коллекционера Н. И. Щукина. А в 1910 она продает свои владения коммерсанту Осипу Сергеевичу Цетлину, который вновь перестраивает здание и по проекту гражданского инженера А. Н. Зелигсона в том же году осуществляет перелицовку фасада, который приобретает барочный вид и получает звание «самого утонченного из русских литературных салонов»
Стиль этот в Германии называется бидермейер.
В полуциркулярные ниши с изображением обнаженных женских тел, были установлены вазоны.
Здание оформляется дошедшим до наших дней рокайльно-барочным декором
Отличается по декору крайняя правая часть постройки с крупным полукруглым окном мезонина, закрытым декоративной решеткой с мелким растительным орнаментом.
Сын Цейтлина, Михаил, будучи поэтом-любителем, собирал в доме известных поэтов и писателей. Здесь бывали Пастернак, Антокольский, Эренбург, Волошин и Цветаева, Мандельштам и Маяковский, Бенуа, Серов и Добужинский...
После революции 1917 года особняк захватили анархисты.А в апреле 1918 года их оттуда в буквальном смысле, выбили большевики.
В 1921 году сюда переехал исправительно-трудовой отдел Наркомюста. С тех пор в особняке обитали какие-то канцелярские учреждения, какое-то время были коммунальные квартиры.
А с 1950 года разместилось посольство Судана.
С 2002 по 2004 год в здании была проведена довольно успешная комплексная реставрация. Были восстановлены материалы и цветовая гамма стен, потолков, настенных росписей, дверей и лестниц, отреставрирован и воссоздан паркет. После окончания работ усадьба была принята под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия, чуть позже владение было передано посольству Кипра. Сейчас в доме находятся резиденция посла, канцелярия, представительство Кипрской Организации по туризму и коммерческий отдел посольства.
Ну а мы наконец-то проходим вовнутрь.
В холле нас встречает красивая мраморная лестница, выполненная по инициативе архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова в духе Антонио Палладио, отделанная монументальными ордерными элементами, имитирующими входы итальянских дворцов.
Кабинет получил деревянную отделку, также стилизованную в духе итальянского Возрождения. Стены его были обтянуты тисненой кожей, потолок отделан резными дубовыми панелями, так же как и главное украшение комнаты - английский камин.
Рядом находится дубовая гостиная, не уступающая по своей красоте кабинету.
Заказ на отделку потолков и стен лестничного помещения, а также парадных залов, получил Михаил Врубель. Однако написанные им панно "Суд Париса", "Венеция" и "Испания" заказчикам, супругам Дункер, не понравились. В особняк попало только три декоративных панно с цветочными мотивами.
По чертежам самого Дункера, были устроены двусветная столовая и ряд жилых комнат.
А это « голубая гостиная», заказанная в 1910 году Цейтлиным, архитектору Зелингсону
и ампирная чайная зала.
Судя по всему, помещение сейчас используется, как комната отдыха.
Вот в таких условиях живет и трудится нынче посол республики Кипр.
А закончить этот небольшой фоторепортаж я хочу словами нынешнего хозяина дома.
Это цитата из одного интервью, в котором кипрский посол рассказывает о своем временном жилище:
«Этот дом очень красивый, но когда я только приехал, он выглядел как музей. Я подумал, что должен сделать определенную работу, чтобы он действительно стал домом. Собственно, мне нужно было создать два дома. Один для посетителей и для моей работы и несколько маленьких пространств для меня самого, где я бы мог посидеть, почитать книги… Этот дом очень хорош в качестве резиденции посла. Но, в то же время, я живу здесь каждый день и хочу чувствовать себя комфортно…»
Что ж, хочется думать, что в такой красоте ему это удается! И очень здорово, что хоть пару раз в год и нам удается прикоснуться к этим историческим интерьерам.
|