Продолжая свои повествования об экскурсиях, проводимых в рамках дней культурного наследия, которые протекают у нас традиционно в самый разгар весны,
http://www.pirozhkova.ru/publ/moskva/ot_kommercheskogo_uchilishha_do_legendarnoj_pleshki_stoletnjaja_istorija_v_kamne_i_licakh/6-1-0-341
http://www.pirozhkova.ru/publ/moskva/vesna_posolskaja_renessans_i_barokko_v_norvegii/6-1-0-340
На этот раз, одним майским, совсем не теплым, и при этом омерзительно дождливым деньком, мы отправляемся в старый московский район Замоскворечья, где скрасить непогоду нам поможет заведение на сей раз астрономической направленности. Казалось бы, куда только не заносит экскурсантов от небезызвестного "Выхода в город". И какое отношение астрономия имеет к культурному наследию нашей Златоглавой и Белокаменной? Конечно же, в какой-то степени весьма посредственное, но хоть и косвенно, тем не менее, все же имеет. Так как отправляется мы на Пятницкую улицу, в бывший особняк конца 18 века, принадлежавший в свое время крупному меценату, почетному гражданину Москвы, известному промышленнику мануфактурных товаров, купцу первой гильдии Семену Лонгиновичу Лепешкину, где ныне располагается институт астрономии РАН. Руководство и сотрудники которого открывают свои двери для проведения экскурсий в дни культурного наследия.
С гидом на этот раз знакомиться не пришлось. На этот раз им оказался хорошо известный мне по другим вылазкам, и при этом отлично себя зарекомендовавший Сергей Васильевич Сергеев, с которым удалось скататься не на одну автобусную экскурсию, погулять по району Покровки и прилегающих переулков.
Но прежде, чем мы отправимся знакомиться непосредственно с архитектурными особенностями дома, расскажу немного о старинной купеческой династии Лепешкиных.
Фамилия эта для меня не безызвестная, одно из бывших купеческих владений, находящееся в ближайшем Подмосковье, мы посещали этой зимой, на новогодних каникулах.
http://www.pirozhkova.ru/publ/podmoskove_dalekoe_i_blizkoe/starinnye_vekhi_novoj_moskvy_v_polete_za_dvorcovo_parkovoj_krasotoj_vokrug_vnukovo/8-1-0-345
Это довольно популярное усадебное местечко, под названием Валуево.
Семен Лонгинович Лепешкин, каширский купец, приехал в Москву в 1810 году. И так как дело его процветало, вскоре стал владельцем пяти прядильно-ткацких фабрик.
Семён Лонгинович открыл возле села Муромцево Вознесенскую мануфактуру, которая позже стала «Товариществом Вознесенской мануфактуры Семена Лепешкина и сыновей». А его внук - Семён Васильевич, стал директором и одним из учредителей Товарищества механических изделий. На заре двадцатого века он возглавил акционерное общество домовладельцев, состоял в должности гласного в Московской городской думе.
Огромные средства промышленники жертвовали на благотворительность. Деньги, выделяемые Лепешкиными, шли на строительство церквей, часовен, богаделен, домов. Щедрые суммы жертвовались на стипендии, обеды неимущим.
Возвышающийся напротив дома, на другой стороне улицы Троицкий храм, что в Вишняках, был также построен не без участия и больших вложений Семена Лонгиновича.
До наших дней в Москве сохранилось несколько зданий, принадлежащим представителям этого рода.
Одно из них, под номером № 48 на Пятницкой улице, было построено еще в конце 18 века, но во время войны с французами, сгорело в пожаре и долгое время не восстанавливалось, находясь в запустении. Именно в таком состоянии его и купил Семен Лонгинович. Поначалу на месте нынешнего дома находилось строение более строгих форм, но в конце 19 века усадебный дом был перестроен, получив нынешние роскошно-пышные формы… Впрочем, разглядеть обрамление не так уж и просто.
Главный фасад тщательно спрятан за кронами высоких елей, и начинающего зацветать сада.
Украшенный шестиколонным портиком, богатой лепниной и шикарнейшими кариатидами, открывается он нам в буквальном смысле из-под куста, с подвыпердвертом ))).
Именно с такого ракурса можно попытаться запечатлеть все вензелюшки, обрамляющие главный вход. Который сам по себе, тоже довольно необычен и интересен. Дело в том, что двери по бокам от центральной являются декоративными, и служат как бы для "уравновешивания" фасада.
А вот, кто сотворил всю эту красоту, увы, не известно.
После революции дом был национализирован и в нем поселялись самые различные учреждения. С 1919 года в особняке размещались "Советские командные курсы Рабоче-Крестьянской Красной Армии", среди слушателей которых недолгое время был писатель Аркадий Гайдар. В 1923 году, когда курсы съехали, на протяжении 6 лет в здании располагался Биологический институт имени К.А. Тимирязева под руководством академика Навашина, о чем нам напоминает мемориальная доска у входа.
Несмотря на присутствие долгое время в стенах особняка самых разных организаций, внутри нас ждет немало сохранившихся архитектурных интересностей.
Начинаются они практически с порога… Войдя в вестибюль, взгляд в первую очередь цепляется за дошедшие до наших времен парадные двери, очаровывающие своими плавными линиями, выполненные в стиле модерн.
Как и плавные стены, обрамляющие парадную лестницу, ведущую на второй этаж. И можно только догадываться, какая красота царила здесь изначально, когда вместо отлупляющейся краски все поверхности стен были расписаны под искусственный мрамор.
Прежде чем подняться на второй этаж, ненадолго заглянем в нынче рабочие кабинеты, с сохранившимися до наших дней сводчатыми потолками.
При входе в одно из помещений первого этажа, нас встречает вот такое пушистое создание.
Характерный запашок, бросившийся в нос при входе в здание, оказался вполне себе оправданным. Котейка напомнил мне кота – Бегемота из Булгаковкого музея-квартиры…
Не иначе, как родственничек! )))
В небольшом коридорчике у котейки личные апартаменты, с надлежащей обстановочкой. Что, в общем-то, заслуженно. Местный товарищ пребывает в институте на важной должности, мышелова! Да и всю нашу группу удостоил своим кошачьим вниманием, приветственно продефилировав с хозяйским видом сквозь всю толпу.
В сводчатой комнатушке находится интересная деталь, сохранившийся от прежних хозяев, встроенный в стену сейф, закамуфлированный под вход в эти палаты. И имеющий шесть замочных скважин.
Конечно же, прежняя планировка дома до наших дней не сохранилась. Советское прошлое сделало свое "черное дело", разделив комнаты различными перегородками, отделанными казенными стенными панелями. От былого великолепия в общих помещениях сохранилась собственно, сама мраморная лестница и венецианское зеркало в пролете.
В одном из кабинетов, ныне занимаемым директором, находится одна из старинных изюминок - мраморный камин, по сей день действующий, которым, конечно же, очень дорожат нынешние хозяева здания, сумевшие в силу своих скромных финансовых возможностей его отреставрировать и содержать в довольно приличном состоянии.
Помещение у директора, где находится камин, совсем крохотное, поэтому сфотографировать, так сказать, в полный рост, увы, не получилось.
Несмотря на вечно менявшихся хозяев, сохранились и старые двери особняка.
Но самая красота ждет нас в нынешнем конференц-зале. Наше посещение совпало с каким-то мероприятием, проводимым институтом и именно в этом самом зале. И почти до последнего момента вопрос с попаданием в него оставался открытым. Но в перерыве между научными заседаниями, нам любезно разрешили заглянуть ненадолго, чтобы успеть полюбоваться и запечатлеть всю сохранившуюся красоту бывшей музыкальной парадной гостиной и соседней с ней парадной залы.
Две эти комнаты были отреставрированы стараниями института, и, конечно же, являются его гордостью и главной достопримечательной красотой всего здания.
Обилие лепнины, заботливо восстановленные потолочные росписи, конечно же, поражают. И невозможно оторвать взгляд от всех этих искусно выполненных завитушек и завитков, среди которых при пристальном взгляде можно обнаружить искусно выполненных орлов и дракончиков, глядящих на нас со своей вековой высоты.
Не могут не привлечь внимания и изящно выполненные обрамления дверей, ведущих в соседние комнаты.
Кроме всего прочего, музыкальная гостиная имеет отличную акустику. Когда то стены ее украшали портретные росписи известных композиторов, обнаруженные при реставрации, но увы, сейчас не восстановленные .
Еще одна изюминка зала – дошедшее до наших времен подлинное венецианское зеркало, с сохранившейся патиной, украшающее одну из стен.
Также подлинной здесь является и люстра. Можно заметить, что электропровода по ней пущены сверху, намотаны среди завитков и листьев. А сохраниться ей помогли ее же собственные габариты и вес. Так как из-за тяжести она ни разу не была снята.
Известно, что во время светских приемов хозяева и гости могли слушать игру музыкантов и танцевать под живую музыку. Небольшой оркестр располагался на специальном балкончике сверху в нише стены, которая была впоследствии замурована.
Не менее поражает своей красотой и соседняя парадная зала, так называемая голубая комната, получившая такое название за цвет своих стен, выполненных из искусственного мрамора.
Здесь в первую очередь поражает великолепием, конечно же, потолочная роспись, плавно перетекающая в стены. По бокам сохранились печи, также отделанные шикарнейшим декором.
Еще одни подлинные двери, дошедшие до нас со времен постройки особняка, повторяющие резьбу дверей, сохранившихся в коридорах.
Собственно, два этих зала, основное, за чем стремится попасть сюда наша туристическая братия, любознательных и дотошных! ))).
Дослушав в холле рассказ, наша экскурсия завершилась.
Но будет несправедливо не упомянуть пару слов за церковь Троицы Живоначальной, построенную на средства основного хозяина дома.
Первое упоминание о ней датируется аж 1642 годом. Спустя примерно 30 лет она была перестроена в камне стрелецким командиром, героем русско-турецкой войны полковником Вишняковым. Именно его имя носит сейчас местность и находящийся поблизости переулок. А в 1826-ом году она была реконструирована, уже на средства Семена Логиновича Лепешкина. Существует поверье, что когда-то от здания особняка до церкви шел подземный ход, якобы самосвал, груженый песком во время очередного ремонта, подъехав к особняку, провалился под землю. По этому подземному ходу семья Лепешкиных прямо из дома попадала на службу. С тех пор, конечно же, много воды утекло, ход был засыпан, а храм в советские времена был закрыт и разграблен.
Но с 1994 года был вновь возвращен верующим, сейчас отреставрирован и является действующим.
На этом, собственно, все. Ну а очередная интересная вылазка, как мне кажется, не за горами.
Tripster - экскурсии от местных жителей
Sputnik8 - онлайн-бронирование экскурсий
Vivaster - туры и экскурсии по всему миру
|