Начало про Сараево: http://www.pirozhkova.ru/publ/evropa/galopom_po_balkanam_janvarskie_chernogorija_bosnija_i_serbija/5-1-0-420
И остальные части рассказа:
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Далее путь наш лежал снова в старую часть города,
Пройдя через который, мы отправились к дому, к уже успевшей заскучать машинке, так как настала пора отправиться на поиски еще одного интересного объекта, на этот раз олимпийской направленности. Думаю, что не трудно догадаться, о чем речь пойдет далее. Конечно же, о знаменитой бобслейной трассе, ныне пребывающей в забытье и заброшенности, которую стремятся увидеть, наверное, все туристы, побывавшие в этих местах.
Бывший бобслейный трек находится на склоне горы Требевич. Его строительство заняло чуть более года, летом 1981 года был утвержден дизайн трассы, а осенью 1982 года она уже была готова. После проведения Олимпиады трек принимал участников Кубка мира по бобслею, но в 1991 году в Югославии началась война, и арена спортивных состязаний превратилась в арену боевых действий. Трассу использовали для организации огневых точек артиллерии боснийских сербов. В бетонном жёлобе до сих пор можно разглядеть отверстия-бойницы, а вдоль трассы натянутые желтые ленты с надписью предупреждением о возможных находящихся в этих местах минах.
Естественно, что мы такое место никак не могли обойти стороной.
Сейчас к трассе можно подняться вполне цивилизованным способом. Внизу в городе есть станция фуникулера, находящаяся на улице Hrvatin, что неподалеку от сараевской пивоварни. Но готовясь дома к поездке, сия информация нигде мне на глаза не попалась.
Поэтому мы, как нормальные герои, потопали (в нашем случае поехали) в обход. Но наша всезнающая тетенька из планшета решила видимо по другому, и повела по ее , какому-то только ей ведомому, и судя по всему самому короткому, пути, в результате завезя в какие-то местные дебри. Которые ко всему прочему оказались на довольно крутом склоне горы. При этом дорога с каждым пройденным метром становилась все уже и круче, забираясь в горку между небольшими частными строениями. В результате на одном из поворотов наш "черногорский малыш", не привыкший к столь экстремальным погодным условиям, ехать отказался, встав на дыбы своими задними колесиками, которые, как я уже упоминала в предыдущих частях, были совсем не приспособлены для езды по льду и снегу. Оказавшись зажатыми на узенькой, я бы даже сказала не дороге, а тропке, между домами, нам пришлось скатываться вниз, буквально ловя миллиметры между бортами машины и стеной дома и при этом вписываться в закрученный лабиринт этой самой дорожки… С охами-вздохами и характерными посылами в адрес нашей неугомонной "мапсмишной дурехи" нам удалось и весьма благополучно, без единой царапины выбраться из этого каменного плена. Выехав на вполне себе нормальную дорогу, мы в результате таки добрались до нужного нам места, откуда начинается тропа, ведущая к бобслейной трассе.
Машину можно оставить на стоянке возле небольшого отеля под названием Pino Nature Hotel . К стоянке с отелем ведет дорога R446, на которую мы попали, поднявшись к санном парку Sunnyland , от которого нужно повернуть налево. Забавно, что 446 дорога частично проходит по территории Республики Сербской, поэтому при подъезде мы пересекли условную границу два раза!
Топать от стоянки до начала трассы, и до тех самых «знаменитых видов» около километра. Дорога идет через лес, снегу, конечно, достаточно, но вполне утоптана и что приятно, живописна.
И выводит она на опушку леса к склону горы и вот к такой «красоте».
Глядя на предстающую перед глазами картинку, возникают двоякие чувства. Конечно же, нам, как любителям заброшенок и урбанистики, эти места очень интересны. Но когда умом и всем нутром начинаешь осознавать, что вся эта заброшенность – результат военный действий, проходивших каких-то 20 лет назад…ощущения реальности вносят мягко говоря, некий дисбаланс в восприятие всей этой, уже исторической информации…
Сейчас, укутанная снегом трасса и разукрашенная многочисленными граффити выглядит как обычный, очередной заброшенный объект, коих мы насмотрелись немало и в наших пенатах. И существует множество подобных мест, которые пропадают за недостатком востребованности после проведения мероприятий. Но именно эти места не пощадила война, и волей или неволей так или иначе сознание воспринимает всю эту разруху совсем в другом ключе…
А ведь когда-то в этих местах лились слезы радости, счастья, гремела музыка и аплодисменты, вручались медали, был слышен рокот толпы болельщиков…и веселый волчонок Вучко, символ тогдашней олимпиады развлекал зрителей. В той олимпийской бобслейной борьбе почти все медали выиграли представители уже не существующей страны под названием ГДР. Как впрочем, и многих других, в том числе и самой Югославии, которой в смутные и суровые 90-е пришлось делиться очень тяжело и кровопролитно…
Но мы же движемся дальше. Тем более, что дорога ведет нас к одной из смотровых площадок, мимо трассы современного фуникулера.
В 2010 году пресс-секретарь Олимпиады 1984 года Муамера Шехич сказала, что на восстановление трассы может потребоваться очень много средств, которых нет в наличии. Тем не менее, разминирование трассы шалко ли, валко, но проведено, и в настоящий момент на гору Требевич к олимпийским объектам проложены туристические маршруты. По информации из википедии, с 2014 года идёт ее реконструкция. Которая судя по всему и заключается в недавно заработавшем фуникулере. На дорожках расставлены указатели, есть инфо-щиты со схемами маршрутов и указанием достопримечательных мест и видовых площадок. До одной из которых мы в конце-концов дотопали.
Виды на город, в этот пасмурный день нам открылись не аховые, но даже в этой дымке и пелене можно сложить впечатление…
Ведь такая погода порой придает особенную изюминку в балканских горах.
Эта смотровая площадка расположена неподалеку от верхней станции фуникулера, но дорога, ведущая дальше, приводит, судя по карте и схемам, к еще одной, до которой мы уже не пошли, в результате закругляя маршрут и выводя снова на 446-ю трассу. Круг при таком раскладе получился бы немаленьким и в условиях полувидимости и перевалившего далеко за полдень не очень –то длинного светового дня, никакого резона двигаться далее не было.
Поэтому мы вернулись обратно тем же путем, и, спустившись вниз, на этот раз без приключений, доехали до еще нескольких достопримечательных мест города.
На горе, что свисает своей массой на наше временное жилище, находятся несколько интересных мест. Это Белый и Желтый бастионы и Вышеградские ворота.
Поднявшись в тамошний городской квартал, мы припарковали машинку на одной из площадей, недалеко от памятного мемориала, посвященного погибшим жителям района в последней войне.
И отправились в путь по довольно колоритной улочке
Вишеградские ворота, до которых мы в результате дотопали, были возведены в 1739 году. Они находятся в верхней части крепости Вратник, остатки от которой находятся на горе в этих местах и неподалёку от самого мощного бастиона – Белой башни. Крепость была возведена в начале 18 века, османами в качестве оборонительного сооружения, так как османская империя к тому времени уже значительно ослабела.
От Вишеградских ворот начиналась дорога на восток, которая проходила через Вишеград, пересекала Дрину и далее вела в Сербию и в Стамбул. Отсюда и их название. Называют их также и Вратничскими воротами по названию крепости. В апреле 1945 года через эти ворота в город вошли партизаны, освободившие город. Рядом установлена мемориальная плита.
Так называемая Белая табия , что означает Белый бастион – самая высокая точка крепости Вратник. Этот бастион защищал восточный вход в Сараево. Попасть в бастион можно только с одной стороны, из города, с остальных сторон он практически неприступен. В этом месте сейчас музей, с археологическими раскопками, и мы притопали к закрытым воротам. Вышедший охранник подтвердил нам, что попасть внутрь невозможно. Хотя мог бы от нечего не деланья и пустить прогуляться!)
Самая старая часть бастиона была построена ещё в конце 14-го века, то есть задолго до османского завоевания. Сараево ведь выстроен на месте большого средневекового рынка, и форт на высокой скале в те времена служил для его защиты. В 18-м веке форт был превращён в мощный бастион и стал частью большой крепости Вратник, опоясывающей северо-восточную часть города. Вокруг старинных стен возвели новые. А в 19 веке, с приходом австро-венгров его снова перестроили. В результате сейчас внутри он представляет собой развалины.
От башни открывается вид и на весь Сараево, и на каньон реки Миляцки. Рядом находится ресторанчик и мы от его парковки смогли запечатлеть хотя бы вот такие виды на город.
На этом наш познавательный маршрут завершился. Мы протопали за день не много не мало, почти 18 км, поднялись на 42 этажа.
Вечером хватило сил на небольшой шопинг и дойти до ближайшего ресторанчика, о котором я поведала вначале рассказа. На следующий день нас ждало не менее насыщенное путешествие, о котором я расскажу в следующей части.
В 1984 году нам с Лешкой было по 12 лет. Олимпиаду мы помним с трудом, хотя наверняка смотрели трансляции по телевизору, ведь в те времена это было не только огромное событие, но и возможность прикоснуться к другому, заграничному миру, который наши голубые экраны транслировали лишь в новостях мельком и под определенным политическим углом! Поэтому название Олимпийского Сараево хорошо застряло где-то в недрах памяти. И сейчас, по прошествии 30-ти с лишним лет, мы, имеющие возможность свободно путешествовать по всему земному шарику, находясь в этих местах, конечно же, не смогли обойти их стороной и казалось бы, не очень примечательный с туристической точки зрения город, и близко не стоящий к всевозможным топлистам и туррейтингам, очень по-настольгически вписался в наше путешествие и мы, можно сказать, «пройдясь по местам боевой славы» уезжали из него с чувством выполненного долга.
|