Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
От Мостара до Сараево около 130-ти километров. Но этот путь растянулся у нас на весь оставшийся световой день.
Трасса Е-73 или М-17 двухполосная, дорога почти на всем протяжении идет вдоль русла реки Неретвы, то и дело радуя глаз очаровательными пейзажами.
Вихляя то по правую, то по левую сторону от русла, периодически прячась в многочисленных туннелях, прорытых сквозь суровые боснийские горные хребты, временами нависающие над трассой всей своей мощью и красотой. Естественно, что без остановок преодолеть весь этот живописный путь у нас не получилось.
Отъехав примерно с двадцать километров от Мостара, мы делаем небольшую остановку на берегу обширной плотины, где прямо на выходе из ущелья в Биело-Поле расположена гидроэлектростанция под названием Salakovac. Гидроэлектростанция была построена в 1981 году. Плотина представляет собой сооружение высотой около 70 метров, оборудована тремя турбинами. Эта электростанция входит в десятку самых мощных в стране.
С дороги к ней имеется съезд, но подъехав к парковке, находящейся неподалеку от пропускной будки, вышедший из нее охранник предупредил, что объект стратегический, и фотографировать нельзя.
Поэтому виды только на речку…
Но выбравшись обратно на трассу, и проехав чуть дальше, мы решаем притормозить еще раз, на небольшой импровизированной парковке возле дороги.
С которой смогли запечатлеть вот такой вид…
Впрочем, дорога не переставала нас радовать своими шикарными пейзажами практически весь путь.
От красоты здешних гор невозможно оторвать глаз, эту частичку Балкан природа наградила особенной, пусть и несколько суровой, но очень своеобразной, красотой. Здесь нет прилизанных альпийских пасторалей, и, наверное, навряд ли можно встретить "открыточно-шоколадное" умиротворение со слепящими глаз, лугами, как будто выкрашенными в изумрудные цвета. Но такая, не причесанная, брутальная картинка завораживает своей первозданностью в разы сильнее.
Нам, в общем-то не мало накатавшим по горным серпантинам в разных странах, как говорится, «есть с чем сравнить»… Но такие виды, явившиеся взору, стали приятной неожиданностью, и по праву вошли в рейтинг самых красивых, из виденных нами мест …
То и дело на протяжении пути встречаются различные конобы и ресторанчики, предлагающие отведать свежую, только что выловленную из бурлящих бирюзовых вод Неретвы, рыбку.
В одном из таких мест делаем небольшую остановку…
Но, увы, только для фотосессии, времени на трапезу как всегда не хватает.
Неподалеку от населенного пункта Яблоница делаем еще один «перекур» на фотосессию
От изумрудного цвета Неретвы невозможно оторвать глаз! Поэтому не могу оставить без внимания эту главную водную красавицу Боснии. Река берёт свое начало из-под горных массивов Зеленгора и Лебршник на высоте 1095 метров над уровнем моря. Длина её, не много не мало, составляет 225 км, большая часть из которых приходится на Боснию и Герцеговину, и лишь небольшой отрезок в 22 километра протекает по соседней Хорватии, где она и впадает в Адриатическое море. Большей частью река эта горная. И славится своим бесподобным изумрудным цветом воды. Неретва нигде не уходит под землю полностью, лишь только местами кое-где немного теряет в силе. Каньон Неретвы по праву считается одним из красивейших на земле, в чем мы успели убедиться на протяжении своего пути. Самый большой город на реке - Мостар. А что касается происхождения ее названия, на этот счет существует две версии : «По одной – название это придумали греки, устроившие в нижнем течении реки свою колонию. Тогда название звучало чуть иначе – Нарента – и значило это что-то вроде «зелёная красавица».По другой, более романтичной версии, слово это кельтского происхождения (а в этом регионе жили кельтские племена, оставившие множество топонимов). «Нер-етва» означает «божество, которое течёт».
Существуют и поверья, связанные с этой рекой. « В Мостаре в ночь с 1 на 2 августа из Неретвы раздаются странные и жуткие звуки. Считается, что это река призывает свои жертвы. 2 августа никто не купается, а матери стараются вообще не отпускать детей к реке. Потому как ослушавшегося уволокут на дно таинственные подводные создания, и в доказательство приводят страшные истории о последствиях купания в запретный день.»
Поверье, как не трудно догадаться, чем-то схоже с нашим праздником Ильина дня, после которого купаться уже воспрещается. Кстати говоря, боснийские мусульмане тоже отмечают Илиндан или Aliđun (Алиджун).
Мы же движемся чуть дальше. В нескольких километрах от Яблоницы находится плотина, которая образует одноименное озеро. После километра совершенно сухого русла река возвращается и быстро набирает силу. Плотина арочная, была создана искусственным путем. Озеро словно лента опоясывает гряду гор на протяжении тридцати километров. В самых широких местах достигая ширины в километр с лишним. Берега его местами оборудованы для отдыха. Ну и, конечно же, воды наполнены самой разнообразной рыбой. Водятся карп, форель, белый амур…
Вот таким предстает оно перед нами с дороги…
Мы же движемся далее…
Любуясь природно-рукотворной красотой, которая в этих местах пребывает в полной гармонии и согласии.
Первый город на пути Неретвы – под названием Кониц. Собственно для нас он тоже первый из посещенных, на этом маршруте.
Старый город расположился по обеим сторонам реки. Соответственно, еще в османский период берега были соединены мостом, характерным для тех времен, и похожим на подобные мосты бывшей империи.
Здешний шестиарочный мост является главной достопримечательностью, причем не только города, но и входит в число самых красивых и старинных мостов Боснии и Герцеговины. Мост этот изящный и красивый, был построен в 17-м веке. В конце второй мировой он довольно сильно пострадал и десятилетиями оставался в разрушенном состоянии. В 2009 году его отреставрировали и вернули прежнее великолепие.
На левом берегу реки неподалеку от моста находится район так называемой Старой Чаршии. «Чаршией назывался деловой и торговый центр города во времена османского владычества над Боснией и Герцеговиной». Название это после ухода Осман прижилось у жителей и до сих пор в обиходе. Неподалеку несколько мечетей, вид на минареты которых открывается с берега реки.
Но старый мост, не единственная достопримечательность этих мест. В окрестностях города находится объект не менее интересный, но уже совсем из другой эпохи. Эпохи также военной, под названием « холодная». Речь идет о бункере, построенном в 70-е годы прошлого века для главного правителя тех времен, управлявшего большой страной под названием Югославия – маршала Тито.
Честно говоря, мы каких-то особенных планов на посещение этого объекта не строили, решив, что если сложится по пути, то, конечно же, стороной не обойдем. И приехав в город, я даже не удосужилась посмотреть отмеченную на карте звездочку, чтобы сориентироваться, где этот самый бункер находится. Да и собственно ориентироваться самостоятельно нам не пришлось. Потому как с информацией про это знаменательное место мы столкнулись буквально нос к носу, наткнувшись в процессе неспешной прогулки на большой плакат, приглашающий на экскурсию в бункер.
Плакат оказался вывешен рядом с небольшим турофисом, буквально рядом с мостом.
И пока мы пытались понять, если кто внутри живой, из двери вывалился молодой сотрудник, и, направившись к этому самому плакату, предпринял было попытки его снять… Попытки его успехом не увенчались, потому как, завидев такие варварские действия, мы на чисто русском завопили,: «Эээ..подождите! Мы хотим на экскурсию!» К немалому нашему удивлению, молодой человек нас понял, и как оказалось, вполне сносно смог объясниться с нами на русском. С небольшой примесью сербского и английского нам удалось прийти к общему пониманию, и, прозвонив по нескольким телефонам, наш новоиспеченный боснийский друг договорился об экскурсии.
Экскурсия как не трудно догадаться, получилась у нас индивидуальная, с личным сопровождающим и личным гидом. До бункера, как оказалось, нужно было еще доехать. Поэтому сначала нас довезли до нашей машинки, а затем в сопровождении все того же провожатого мы добрались до этой достопримечательности, находящейся, что логично, в горах. Билет по местным меркам, наверное, может показаться не дешев. Но отдать 10 евро за, в какой-то степени эксклюзив, не жалко. Тем более, что в подобных местах нам бывать еще не приходилось (до московского бункера мы что-то никак не доберемся). На территорию без сопровождения не попасть, хоть ныне это музей, но объект, судя по всему стратегический, охранник на въезде записывает паспортные данные, проверяет документы на машину и выписывает пропуск. Внутри нас встретила милая девушка-экскурсовод, которая в течение часа провела нас по подземным лабиринтам и рассказала историю этого неоднозначного, но определенно очень интересного места. Историю мы слушали на английском, при желании можно было заказать и на сербском языке.
Этот объект, когда-то чрезвычайной секретности, под названием «ARK D-0» был построен на случай ядерного удара для спасения главных руководителей страны.
Строился бункер довольно продолжительное время с 1953 года, до 1979-го, получается, что полностью построен был за год до смерти Тито. Строительство обошлось в копеечку, в 4,6 миллиардов долларов. Предполагалось, что в случае атомной войны этот бункер будет функционировать как штаб главнокомандующего. После последней войны на Балканах это атомное убежище перешло в собственность армии Боснии и Герцеговины.
И чтобы столь масштабное сооружение не пустовало, в нем соорудили музей. Вход снаружи, с улицы замаскирован под обычный жилой дом, вокруг на территории для маскировки настроены подобные, самые обычные домики.
Тяжелая и толстенная дверь ведет нас в длинный туннель.
Атомное убежище со всей необходимой инфраструктурой находится на глубине 280 метров. Наша экскурсия начинается с осмотра технических блоков, которых в общей сложности двенадцать. В этих блоках сосредоточены все жизнеобеспечивающие системы: противопожарная, система обеспечения воздухом, находятся цистерны с горючим и водой, система коммуникации, кондиционирования.
Убежище снабжалось водой из природного источника. Каждая система дублировалась на случай отказа. И обеспечивала постоянную температуру воздуха примерно в 21-23 градуса и влажность 60-70 %. Сейчас местный муниципалитет продолжает поддерживать на должном уровне все эти системы.
Все дизель генераторы по-прежнему в работе
Автономно на протяжении 6 месяцев в бункере могли жить и работать 350 человек.
На 6,5 тысячах квадратных метров располагалось более сотни жилых комнат, два зала для собраний, две кухни, больница с операционной, центры связи.
Оборудование, знакомое многим из нас, родом из СССР.
А вот что делает здесь более современный телевизор…, мы не поняли.
Обстановка местами воссоздана рабочая…
Два огромных конференц-зала, судя по находящемуся оборудованию, задействованы и ныне
Резиденция же самого Йосипа Броза Тито состояла из пяти помещений: приёмной, рабочего кабинета, спальни, комнаты жены ( первой леди), и комнаты для отдыха.
Имелся тут и собственный санузел, при этом весьма скромный
С 2011 года в бункере проводятся биеннале современного искусства, поэтому местами можно заметить необычные инсталляции на различные темы.
Конечно же, мы остались очень довольны, что смогли попасть в столь интересное и неординарное место, тем более, связанное с нашей страной общей историей.
Поэтому при возможности, и если не боитесь клаустрофобии, обязательно рекомендую заглянуть!
Мы же спешим дальше, выехав из небольшого, но очень познавательного городка под названием Кониц, мчим без остановок в столицу страны –легендарный олимпийский Сараево.
|